Японская бумага васи. Магия японской бумаги Японская бумага васи

Сетки

КОГДА ты заходишь в традиционный японский дом, ты проходишь через аккуратную решетчатую задвижную дверь. Внутри ты, вероятно, увидишь складную украшенную ширму. В комнате ты, возможно, увидишь и другие украшения: куклы, подвешенные свитки с росписями или каллиграфией, абажуры, изящные шкатулочки или коробочки. Одно общее связывает все эти разные предметы: они сделаны из васи — универсальной японской бумаги ручной работы.
Долгая история
Японцы переняли искусство по изготовлению бумаги у Китая в седьмом веке н.э. В течение более тысячи лет васи ручной работы безраздельно господствовал как единственная бумага в Японии. В некоторых местах целые деревни жили за счет заработка от производства бумаги; некоторые из них за изготовление прекрасной бумаги стали знаменитыми.
Ко второй половине XIX столетия, бумажная промышленность в Японии достигла своего золотого века. В стране процветало около тысячи бумажных фабрик. Однако с приходом промышленной революции производство васи, вместе с другими ручными производствами, начало сокращаться. Все же за ее художественные свойства в определенных местностях даже и сегодня поддерживают традицию изготовления васи ручным способом.
Как изготовляется васи

Китайцы изготавливали свою бумагу из шелка, льна, старых бумажных тряпок, рыболовных сетей и коры шелковицы. Вначале японские изготовители бумаги использовали те же самые материалы. Позже они экспериментировали с такими легко доступными материалами, как с внутренним слоем коры митсумата (бумажная шелковица), гампи (японское горное растение) и даже бамбуком.


Вначале сырье должно быть превращено в волокнистую целлюлозу. Этот процесс является трудоемким и кропотливым — сырье размолачивается, распаривается, очищается, вымачивается, отслаивается и подвергается еще другим обработкам. Получившаяся масса перемешивается с водой, чтобы позволить волокну свободно плавать.
В типичной мастерской, где используют гампи, женщины сидят на корточках вокруг больших деревянных кадок, наполненных водой. Они в воде руками очищают и отделяют друг от друга волокна гампи, пока не образуется однородная взвесь.
В эту водянистую смесь другой работник погружает мелкое сито большого размера в жесткой деревянной раме. Когда рама вынимается из воды, вода стекает, оставляя на сите тонкие волокна, которые сцепляются, образуя лист бумаги васи. Чтобы получить хороший лист, подчеркивает настоящий мастер, сито лучше несколько раз погрузить в негустую массу, чем делать лист за один раз из густой массы.


Сито потом опрокидывается на большой стол. Берясь за самый близкий угол сита, работник осторожно поднимает его, оставляя на столе мокрый лист васи. Процесс погружения повторяется, и новый лист кладется поверх первого. Каждый лист делается по отдельности, и вскоре образуется сочащаяся пачка бумаги.
Чтобы листы не прилипали друг к другу, в воду добавляют слизистое вещество, называемое тороро, которое изготавливается из корня определенного вида гибискуса. Эта добавка также делает воду более вязкой, таким образом замедляя вытекание воды через сито. Это способствует лучшему сцеплению волокон. Опытный изготовитель васи может определить на ощупь, когда смесь такая, как надо.
В древние времена листы расстилались каждый по отдельности на досках и сушились на солнце. Хотя этот метод все еще применяется, большинство фабрик васи сушит свою бумагу на разогретых листах нержавеющей стали.
Традиция продолжается
Несмотря на то, что васи больше не является главным средством для письма в Японии, эта бумага все еще имеет свое место в мире искусства. На самом деле, из-за того что из нее изготавливается много традиционных и художественных бумажных изделий, ее часто называют художественной бумагой.
Склеивая полосы васи разных цветов, можно сделать изящные картины, изображающие цветы, деревья, птиц, пейзажи и другие узоры. Рисунки, которые накладываются на васи ксилографией, сделанные такими известными японскими художниками, как Хиросиге и Хокусай, хорошо известны по всему миру. Бумагой васи также пользуются в искусстве, которое называется нихонга. Квадратные листы васи со стороной 1,8 метра или больше, изготовленные специально для этого вида живописи, расписываются водной пастой с пудрой из размельченных камней и цветных стекол. Из этой уникальной бумаги также изготавливаются сумочки, кошельки, веера, зонты, змеи, фонари, бумажные куклы, как и вещи большего размера — перегородки и ширмы. Чтобы поддерживать интерес к этому виду искусства, устраиваются народные выставки, и современные изготовители васи проводят курсы по обучению этому искусству.
Золотой век японского васи сейчас является частью истории. Традиция все же сохраняется для того, чтобы обогащать жизнь людей в суетливом современном обществе.

Кустарники заготавливают зимой, срезая стебли равной длины и связывая их в пучки. Кора кодзо состоит из трёх слоёв: наружного чёрного (курокава), среднего зелёного (надзэкава), и внутреннего белого (сирокава).

После сбора связки кодзо пропариваются в подвешенных над чанами с кипящей водой деревянных бочках, затем их обдают водой и кора легко отделяется. Верхний чёрный слой коры отделяется вручную, а зелёный слой соскабливается. Удаляются неровности и повреждения. Белизна будущей бумаги определяется тем, насколько качественно срезан зелёный слой коры. Оставшаяся сирокава просушивается в прохладном месте для дальнейшей обработки.

После просушки кора выкладывается на мелководье чистой реки для удаления примесей и отбеливается посредством воздействия прямых солнечных лучей. Белую кору кодзо варят в большом чане до тех пор, пока она не станет очень мягкой. Этот шаг очень важен, поскольку необходимо проварить волокна равномерно. Кора кодзо варится на протяжении около 2-х часов в щелочном растворе из гашеной извести, кальцинированной соды, каустической соды или щелока. Раствор доводят до кипения, а затем оставляют на тихом огне.

Качество васи определяется объёмом не-целлюлозных материалов, содержащихся в волокнах. При использовании сильного щелочного раствора, многие не-целлюлозные материалы растворяются, что делает бумагу более мягкой, с другой стороны, когда используется слабая щелочь, все эти материалы остаются и бумага становится более плотной. Тип используемой щелочи также влияет на цвет и структуру бумаги.

Процесс промывки и очистки волокон после разваривания называется тиритори (chiritori): приготовленное волокно помещается в бамбуковую корзину в воде, после чего любые неравномерно проварившиеся частицы и инородные элементы удаляются вручную. Для изготовления белой бумаги до тиритори волокна отбеливают: для этой цели используют гипохлорид натрия или традиционные методы отбеливания – воду или снег. Волокна кодзо отбиваются на камне с использованием деревянного молотка.

Кодзо-массу и нэри тщательно перемешивают вместе с водой. Затем с помощью су (бамбуковой сетки) и кэта (деревянной рамы) смесь перетряхивают взад-вперёд, создавая подобие листа. Волокна оседают на сетке и действие повторяют до тех пор, пока не будет создан «лист» желаемой толщины.

Сетка с готовым листом бумаги вынимается из формы и выкладывается на специальную стойку. Между листами не должен попадать воздух, для чего верхний лист тщательно разглаживают. Стопка листов оставляется на ночь на просушку естественным путём. Наутро листы кладутся под пресс, причём со временем оказываемое давление увеличивается. Это действие производят на протяжении примерно 6 часов до тех пор, пока около 30% влаги не будет удалено.

После совместной сушки листы вновь разделяются и по отдельности выкладываются на просушку на солнце, которое вместе с ветром окончательно высушит листы и отбелит их. Высушенные и обесцвеченные на солнце листы бумаги сортируются мастером по цвету, качеству и т.д. Васи готова к использованию!

Светлана Латина

Единственный способ избежать омертвения для любой системы культурной, социальной это разнообразие и изменчивость. Единая, архетипическая по своему содержанию культурная предыстория сменяется культурной историей, появлением различных типов культур и цивилизаций. К древнейшим в мире относятся культуры и цивилизации Древнего Востока Египта, Междуречья, Индии, Китая.

К культурам Востока относят также японскую культуру, впитавшую в себя китайскую и буддийскую культурные традиции. Культура и цивилизация Японии сформировалась в результате сложных, разнообразных и разновременных этнических контактов. Японская культура возникла в первые века нашей эры. Причины этого следует искать в географических условиях. Территориально Япония находится дальше, чем Китай и известна под названием «Страна Восходящего Солнца». На государственном флаге Японии, на белом фоне изображен красный круг (солнце). Япония расположена на многочисленных островах и десятки веков назад сообщение с материком и между островами было затруднено.

Крупнейшие из Японских островов Хоккайдо, Хонсю, Кюсю и Сикоку. Большая часть их территории находится в зоне сложных климатических условий. Три четверти суши в Японии составляют горы. Япония очень бедна полезным ископаемыми. Ответом на вызов со стороны природы оказалась способность японцев к творческому усвоению самых различных культурных влияний. Стремление учиться, исключительное упорство, дисциплинированность являются чертами японского национального характера. Японская манера поведения отличается немногословностью и сдержанностью. Лаконичность и умеренность характерны для японской архитектуры и искусства.

Стремление учиться никогда не сводилось в Японии к простому заимствованию. Любые влияния органично вплавлялись в японскую культуру, трансформировались в ней, находили продолжение и развитие в самобытной и оригинальной

форме. Один из крупнейших писателей ХХ в. Акутагава Рюноске пишет об этом: «Издалека в нашу страну пришли Конфуций, Мэн-Цзы, Чжуан-Цзы <...> Мудрецы Китая, кроме учения Дао, принесли шелка. яшму. и нечто более благородное и чудесное, чем яшма, иероглифы. И ведь не иероглифы подчинили нас, а мы подчинили себе иероглифы. Не то наш язык мог бы стать китайским. Наше дыхание, как морской ветер, смягчило даже учение Конфуция и учение Лао-Цзы. Наша сила не в том, чтобы разрушать <.> а в том, чтобы перед елывать» 1 .

В течение веков бумага помогала делать жизнь японцев содержательнее и обогащала японскую культуру. В нашей статье рассказывается об областях использования древней технологии изготовления бумаги японцами.

Японская бумага ручной выделки (васи) крепка и красива. Считается, что технология изготовления бумаги пришла в Японию из Китая через Корейский полуостров в 610 г. н. э. Примерно в VIII веке изготовление бумаги стало распространяться по многим регионам Японии. Чаще всего ее использовали для написания буддийских сутр. С развитием торговли производство васи резко возросло. Васи в основном делают из волокон коры трех кустарников: кодзо (бумажная шелковица этот кустарник растете во многих областях Японии и дает более половины сырья), мицумата и гампи. Выбор растительного материала определяет тип бумаги. Васи хорошо известна своей прочностью, и самую прочную васи делают из бумажной шелковицы, хотя поверхность у нее и получается грубоватой. Бумага из мицумата не такая прочная, но у нее гладкая поверхность, по качеству напоминающая шелк. Бумага из гампи и прочная, и гладкая, но надо отметить, что гампи растение дикорастущее, в последнее время его запасы в стране заметно сократились, а использование гампи стало более редким.

Благодаря её длинным, крепким волокнам, японской бумаге можно придать различные свойства и использовать её не только как ограничитель пространства и средство смягчения света. В Японии бумага имеет очень широкий диапазон применения от быта до искусства. Она используется для письма и живописи, для отдельных видов печатной продукции, для изготовления ширм, фонариков, вееров, зонтов, кукол, игрушек, денежных купюр. японский культура бумага ручной

В Японии первые фонари появились в XIV веке. Они представляли собой кубические конструкции из тонкой деревянной рамы, оклеенной с четырех сторон бумагой. В старинных японских лампах и фонарях были тонкие листки бумаги васи, не дающие свету вырваться наружу, внутри размещалась свеча. Такие фонари именовались андон. Сейчас можно увидеть огромные бумажные шары тётинов (складные бумажные фонари) у входов в храмы, магазины, рестораны. В них теперь горят не свечи, а электрические лампы, но форма фонаря изготавливается по технологии, разработанной в средние века. Во второй половине XX в. американский скульптор Исаму Ногути, опираясь на эти традиции использования бумаги, разработал абажур васи.

Во многих электрических и электронных устройствах используются электролитические конденсаторы, содержащие уникальную бумагу. Около 70 % морового рынка бумаги для электролитических конденсаторов принадлежит одной компании, Ниппон Кодоси Корпорейшн. Компания расположена на остове Сикоку в префектуре Коти, в области, известной своей васи. В результате разработки уникальной технологии была получена дуплексная бумага, состоящая из нескольких слоев, у каждого из которых свои свойства. Когда слои соединяют, бумага приобретает свойства, отличные от свойств её составляющих. Электроника находится сегодня на переднем крае индустриального развития, но традиционная техника васи сослужила ей добрую службу и помогла создать бумагу для электролитических конденсаторов.

Японские бумажные деньги содержат материал, получаемый из дерева мицумата. Волокна мицумата прочнее волокон хлопчатника из которого изготавливают деньги в других странах. Водяные знаки на них, с их четкими контурами и градациями цветовых оттенков, отвечают высочайшим мировым традициям. Тонкие, прочные, долговечные, гладкие и приятные на ощупь японские банкноты унаследовали многие из выдающихся достоинств васи, а в сочетании с новейшими технологиями они считаются самыми лучшими в мире.

Один из уникальных приёмов работы, который используют в префектуре Кагава, икканбари или лакированное папье-маше. Деревянная или бамбуковая основа оклеивается десятками слоёв васи, потом покрывается танином хурмы, одним из традиционных японских составов, придающих водонепроницаемость. Всего из этого материала делают более 700 изделий, от таких бытовых мелочей как тарелки, корзины или вазы до таких предметов мебели как комоды. Первое упоминание об иккамбари в Японии относится к VIII веку. Никто точно не знает как появилась эта техника работы одни считают, что она была изобретена в Китае мастерами лакированных изделий, другие что она появилась в результате попыток отремонтировать домашнюю утварь. Даже сегодня предметы, сделанные таким способом, привлекают всеобщее внимание.

Преподнося официальный подарок, считается вежливым перевязывать обёрточную бумагу тесемками. В торжественных случаях используются красный и белый или золотой и серебряный цвета. Декоративные тесемки (мидзухики) делают, скручивая тонкие полоски васи.

В чайной церемонии довольно толстая японская бумага, которая называется кайси, используется как салфетка. Белый цвет бумаги символизирует чистоту и опрятность.

Традиционных воздушных змеев делают, оклеивая бумагой бамбуковую или деревянную раму. Японские змеи отличаются разнообразием форм, конструкций, раскраски. Одни повторяют контуры парящих в небесах на распахнутых крыльях птиц, раскрашенные соответствующим образом, имитируя оперенье ворона, журавля, чайки. Другие конструкции проще квадратные, ромбовидные. Их полотнища становятся холстом для художника. Над головами людей кружатся лики грозных воинов, образы святых, головы драконов и тигров, а то и просто иероглифы, имеющие благопожелательное значение, или геометрические узоры. Иные змеи имеют форму бабочки, цикады, черепахи, гусеницы; некоторых змеев оборудуют трещотками и свистелками, которые издают в воздухе пронзительные звуки.

При строительстве домов в традиционном стиле нередко используются те материалы, которые легко получить в данной местности. В Японии, где преобладают деревья, дома традиционно строили из дерева и бумаги. Дерево и бумага определили атмосферу японского дома. Если пол комнаты покрыт татами, то используются и раздвижные двери. С их помощью можно отделить одну часть жилого пространства от другой или объединить их. Двери бывают либо фусума (покрытые с обеих сторон непрозрачной бумагой), либо сёдзи (пропускающие свет сквозь белую бумагу). От внешнего мира японец отгораживается бумажными стенами (сёдзи) легкими панелями, изготовленными из тонкой деревянной решетки и оклеенными бумагой васи. При хорошей погоде панели сдвигаются вбок или при необходимости совсем убираются. Тогда дом «распахивается» наружу, и его интерьер становится частью окружающего мира. А в плохую погоду сёдзи устанавливаются на место, создавая внутри уютный микромир. Сёдзи создает эффект простора и открытости. В этом смысле сёдзи представляет собой один из аспектов Японии. Внутренние панели (фусума) являются объектами художественного осмысления. К их оформлению привлекаются художники, поэты, каллиграфы. Тематика рисунков не ограничивается геометрическим орнаментом, спросом пользуются изображения цветов, животных, волн и скал. Можно сказать, что японский дом является частью природы, он вместе с ней дышит, переживает различные катаклизмы, легко восстанавливаясь после каждого удара стихии.

Для японцев бумага это не просто что-то такое, на чем можно писать или рисовать. Дома ее используют в различных целях, для приготовления пищи, в детских играх и во многих других случаях. Она может служить даже символом чистоты. Но во всех этих случаях от традиционной архитектуры до бытовых предметов, мы видим, как бумага влияла на образ жизни и формировала чувство прекрасного японского народа.

Японцы отточили искусство изготовления бумаги и сделали его существенной составляющей культуры и образа жизни в ещё большей степени, чем в Китае, где изобрели бумагу.

В течение многих веков китайцы хранили секрет изготовления бумаги, но к III веку он попал в Корею, а затем, в IV веке, и в Японию, куда технологию производства бумаги привёз корейский монах. За несколько столетий японцы модифицировали китайскую технологию и создали собственные способы производства бумаги. Китайцы выливали размоченные в воде волокна на специальные сетчатые щиты-формы и давали воде медленно стечь, просочиться сквозь мелкие ячейки. А японцы же, напротив, энергично трясли форму, чтобы волокна хорошенько переплелись между собой. Кроме того, они стали добавлять клейкий растительный экстракт, который способствовал более плотному и прочному соединению волокон. Древние японцы ценили бумагу не только за её практические качества, но и за красоту. Она славилась своей тонкостью, почти прозрачностью, что вовсе не лишало её прочности. Традиционная японская бумага ручного изготовления получила название «васи». Со временем она приобрела популярность, особенно при императорском дворе в период Хайэн (794-1185 г.г.). В те времена лучшие сорта японской бумаги ценились на вес золота. Такая бумага и в современной Японии - один из наиболее популярных подарков.

С самого начала изготовлением бумаги в разных районах страны занимались крестьяне, используя зимнее время, свободное от полевых работ и очень подходящее для получения качественного продукта. Сырьё и основная технология были повсюду схожи - использовались внутренние волокна (луб) коры кодзо (вид шелковицы), гампи (викстремия) и мицумата (бумажное дерево). Для более дешевых сортов шли в ход конопля, бамбук, рисовая солома.

Процесс изготовления «васи»:
С конца ноября по начало января срезаются стебли кустарника «кодзо», равной длины и связываются в пучки. Кора кодзо состоит из трёх слоёв: наружного чёрного («курокава», «kurokawa»), среднего зелёного («надзэкава», «nazekawa») и внутреннего белого («сирокава», «shirokawa»).


Срезанные ветви дерева одинаковой длины помещаются в бочку, называемую «косики», где ветви распариваются в течение 3-4 часов:

Кору сразу же отделяют от ствола, пока она не остыла. Снятую кору называют «чёрной корой»:

Для лучшей сохранности, кору просушивают на солнце:

Кору вымачивают в реке или в проточной воде в течении 24 часов, после чего с неё легко отделяется верхний слой:





Специальным инструментом, называемым «такурико», с коры снимается верхний слой и оставляется только внутренний. Этот внутренний слой называют «белой корой». Снятый внешний слой используют для изготовления бумаги «хассаки», смешивая его с низкокачественным сырьем из переработанного бумажного мусора:

Белую кору вываривают 2-3 часа в растворе соды. Тем самым волокно размягчается, и из него удаляются содержащиеся примеси:

Волокна вымачиваются в речной (или просто проточной) воде в течении 24 часов, в результате чего из них вымывается сода, и они отбеливаются под солнечными лучами:



Повреждённые волокна, завязи и загрязнения бережно вычищаются вручную. Если полениться и пропустить эту стадию, это обязательно скажется на качестве бумаги:



Четырёхгранным бруском из можжевелового тамариска волокна выбиваются до тех пор, пока они не станут мягкими, как волокна льна:

Выбитое волокно кладут внутрь станка, добавляют воду и протертый батат, и смешивают всё до единообразной массы. Этот процесс ещё называют «плесканием», а получившаяся масса называется «сэнсуи»:




Массу сэнсуи выкладывают перед реей. Массу раскатывают, двигая рею. В результате получается бумага. Этот процесс - «раскатка», повторяется несколько раз, в зависимости от толщины и качества изготавливаемой бумаги.










После окончания раскатки со станка снимается рея, и отфильтрованный сырец переносится на рее на бумажный подстил. Его оставляют на сутки, чтобы дать воде стечь естественным образом:





При помощи специального пресса и домкрата, из бумаги под давлением выжимают воду. В спрессованном состоянии бумагу оставляют на сутки:



Спрессованную бумагу осторожно разделяют по листочку и при помощи кисточки натягивают на адиантумовые панели. Для придания большей толщины соединяют 2 листа бумаги - получается двуслойная бумага:





Бумагу просушивают на солнце:



После просушки бумагу снимают с панелей и проверяют качество продукта:



Культура
Взаимоотношения между людьми довольно сложны, а взаимоотношения между японцами – сложны вдвойне, если не втройне, особенно для иностранца. Как вести себя в японском обществе? Как развлекаются японцы? Как регулируются взаимоотношения жителей Японии? Наши статьи помогут Вам выстроить отношения с японцами с учётом специфики их менталитета, общественных норм и обычаев.

«Васи»: традиционная японская бумага, сделанная вручную


«Васи» («wasi»), или «вагами» («wagami»), в переводе означает «японская бумага» и представляет собой тип бумаги, исконно изготовляющейся в Стране восходящего солнца.

Страница: 1/5

Васи обычно изготовляли с использованием волокон из коры деревьев гампи (gampi), кустарников мицумата (mitsumata, или Edgeworthia papyrifera), или бумажной шелковицы, но также могли добавлять волокна бамбука, конопли, риса и пшеницы.

Термин «васи» включает в себя частицы «ва», что значит в данном случае «японский», и «си», что значит «бумага», и обычно используется для обозначения бумаги, сделанной традиционным образом. Васи обычно более прочная, чем бумага из древесной целлюлозы, и используется во многих традиционных искусствах, например, сёдо или . Нашлось для васи применение и в производстве различных товаров: одежды, бытовых предметов, игрушек, одеяний и ритуальных предметов для синтоистских священников и т.п.

На Зимней Паралимпиаде 1998 г. победителям даже вручали венки, изготовленные с использованием васи. Также некоторые виды васи используются в работах по сохранению и починке книг.

История васи

Васи была одним из новшеств, завезённых в Японию из Китая около 1300 лет назад. «Анналы Японии» («Нихон сёки», «Нихонги»), составленные в 720 г., утверждают, что китайские методы изготовления чернил и бумаги были завезены в Японию корейским буддистским священником Донтё (Тончхо; Doncho) в 610 г.

Принц-регент Сётоку (Shotoku) счёл китайскую бумагу слишком хрупкой и поощрил использовать при изготовлении бумаги шелковицу («кодзо», «kozo») и волокна конопли, которые к тому времени уже культивировались и использовались в создании текстиля. Под его покровительством по всей стране распространился китайский метод изготовления бумаги, который постепенно превратился в «нагасидзуки» («nagashizuki»), метод изготовления бумаги с использованием кодзо и «нэри» («neri»), вязкой жидкости, получаемой, в частности, из коры гортензии.

Навыки создания бумаги передавались из поколения в поколение и содержали в себе не только «голую» функциональную составляющую, но и частичку души мастеров-бумагоделов. Эта тесная связь между изготовителем бумаги и её пользователем привела в итоге к тому, что васи превратилась в неотъемлемую часть .

Традиционно изготовление васи весьма жёстко придерживалось сезонности. Большинство изготовителей бумаги были крестьянами, которые сажали кодзо и коноплю в качестве обычных сельскохозяйственных культур. Лучшая васи тогда производилась в холодные зимние месяцы, поскольку в это время крестьяне могли не работать на своих полях, плюс для изготовления использовалась ледяная вода, свободная от различных примесей, которые могли испачкать волокна. Часто волокна будущей бумаги раскладывались на белых сугробах и высветлялись таким образом естественным путём. Разумеется, такой способ производства был не в состоянии идти в ногу с изменяющимся потреблением бумаги…

В (середина XIX в.) спрос на бумагу значительно возрос, что привело к постепенному переходу от васи в пользу западной бумаги и от ручного производства к промышленному. Однако, несмотря на такое изменение, прочная и гибкая васи ещё сильнее укоренилась в японской культуре и до сих пор используется в особых религиозных целях (как в буддийских, так и синтоистских службах и обрядах), в производстве предметов быта, игрушкек, вееров, одежды, а также в традиционной архитектуре.

Сегодня изготовители традиционной японской бумаги полагаются на адаптируемость васи, поскольку они стараются сохранить вековые традиции, одновременно пытаясь угодить изменяющимся потребностям общества. В наши дни традиционная васи проникает – и укрепляется там – в повседневную жизнь людей, причём не только в Японии, но и в других странах мира. Посредством международных выставок и семинаров японская бумага ручной работы вновь демонстрирует свою многогранность, красоту и силу выразительности, затрагивая видение, осязание и эмоции людей.

Материалы для изготовления васи

1. Кора тутового дерева (кодзо,kozo); используется примерно в 90% изготовляемой сегодня васи. Первоначально кодзо были обнаружены в дикой горной местности островов и , а затем стали культивироваться в целях изготовления бумаги и ткани. Кодзо это лиственный кустарник, достигающий в высоту 3-5 м, ствол в поперечнике доходит до 10 см.
2. Гампи (gampi) – ещё один кустарник, произрастающий в горных, тёплых районах Японии. В высоту гампи достигает 1-1,5 м и вот уже на протяжении многих лет используется для изготовления васи благодаря высококачественному волокну, получаемого из его коры. Готовая бумага обладает несколько прозрачной и блестящей структурой. Культивации гампи не поддаётся и посему является самым редким и дорогим из используемых трёх материалов.
3. Мицумата – кустарник, завезённый из Китая. В высоту достигает 1-1,5 м, волокна короче, чем у кодзо. Имеющиеся исторические данные указывают, что мицумата использовался в производстве бумаги уже в 1614 г. Бумага, сделанная с использованием мицуматы, обладает репеллентными свойствами.

Следующая страница (2/5)

Переход к странице: [ 1 |