Работа с сусальным золотом обучение. Что такое сусальное золото - состав и производство, технология нанесения на различные поверхности. Что представляет собой этот вид декорирования

Делаем порог

Материалы и инструменты:

Сусальное золото в листах или поталь

Нож позолотчика

Подушка позолотчика

Лампемзель (лапка) - плоская беличья кисть

Кисть для нанесения мордана

Ватный тампон для полировки и разглаживания золота

Покрывной лак (при необходимости)

ТЕХНОЛОГИЯ ЗОЛОЧЕНИЯ

Перед нанесением золота необходимо хорошо подготовить поверхность. Хорошая подготовка - залог качественного золочения.

ПОДГОТОВКА:

А . Впитывающие поверхности (дерево, гипс, папье-маше):

1. Левкас. На впитывающих поверхностях рекомендуется для подготовки поверхности использовать левкас. Автомобильные грунты хорошо использовать при золочении поталью (имитацией сусального золота), так как золочение поталью - не очень дорогостоящая работа, и использовать трудоёмкие подготовительные работы чаще всего не выгодно из-за длительности их проведения.

2. Краска. На тщательно подготовленный левкас наносится слой краски - например, акриловой. После высыхания краска шлифуется.

3. Шеллак. На краску наносится несколько слоёв спиртового раствора шеллака («политура»), примерно в соотношении к десяти частям спирта три части шеллака. Спирт должен быть не менее 96%, иначе раствор будет мутным и при нанесении на поверхность будет сильно матировать поверхность. Каждый слой также шлифуется микронной наждачной бумагой.

4. Мордан. После просушки последнего слоя политуры поверхность покрывают морданом. При нормально подсохшем лаке фрагмент листка золота прочно и плотно приклеивается, имеет хороший блеск и при сильном притирании тампоном не сходит. При недостаточно просохшем "жирном" клее золото размывается - "тонет", или поверхность его становится матовой, но не равномерно матовой, а пятнами. В случае если золото "купается" (т.е. "плавает"), необходимо подождать с накладкой золота, т.к. клей ещё не достиг рабочего отлипа. Если клей пересох, то золото не приклеивается, сходит. В этом случае золочение следует приостановить, и после окончательного высыхания мордана вновь покрыть золотимую поверхность клеем.

Б. На невпитывающие поверхности (металл) можно сразу наносить клеющую жидкость.

НАНЕСЕНИЕ ЗОЛОТА:

1. Аккуратно переложите лист золота из книжки на специальную подушку. Для этого аккуратно переверните открытую книжку на подушку и подождите, пока лист золота под собственным весом не "переляжет" на подушку. ВАЖНО: ни в коем случае не берите золото руками, оно сразу же порвётся. Позолотные работы надо проводить в закрытом помещении без сквозняков, от легчайшего дуновения золото улетит.

2. Приготовьте лапку (лампемзель): на тыльной стороне ладони разотрите маленькую каплю крема (можно использовать вазелин), затем всей плоскостью лапки пройдитесь по месту, намазанному маслом, как бы стирая масло, при этом следите, чтобы крема не было очень много.

3. Аккуратно положите лапку на лист золота, золото должно прилипнуть к лапке.

4. Возьмите лапку с листом золота и спокойно опустите его на золотимую поверхность. Когда золото перейдёт на клеевую поверхность, уберите лапку и притрите золото ватным тампоном. ВАЖНО: ватный тампон не должен заходить на проклеенную поверхность, иначе на клеевой поверхности могут остаться кусочки ваты, и их невозможно будет удалить, не нарушив клеевого слоя. Золото на клеевую поверхность наносится внахлёст примерно на 1-2 мм. Притирать золото надо в противоход наложению листков золота. После того, как вы отзолотили всю поверхность, образовавшиеся трещины, разрывы, недозолоченные места "фликуют", т.е. золотят вновь, для чего намеченные участки промазывают хорошо отжатым (полусухим) ватным тампоном, смоченным морданом, и при появлении отлипа подзолачивают.

5. После высыхания позолоченную поверхность обрабатывают покрывным лаком (поталь - обязательно, золото - только в том случае, если позолоту будут часто трогать руками (например, на мебели, раме и т.п.), в остальных случаях - не рекомендуется, т.к. блеск "притухнет"). В качестве покрывного лака можно использовать обычный покрывной лак.

ЗОЛОЧЕНИЕ ПО МЕТАЛЛУ НА МАСЛЯНЫЙ ЛАК МА-594

А. Подготовительные работы

1.1. При производстве работ в. атмосферных условиях (позолота куполов, крыш и других деталей) необходимо устройство специальных укрытий - будок или шатров для защиты золотимой поверхности от пыли, грязи, дождя и ветра.

Укрытие сооружают из фанеры, прибивая ее к деревянным брускам каркаса, которые укрепляют на стойках лесов.

Если леса металлические, то бруски прикрепляют специальными хомутами. При небольших площадях золочения шатер из фанеры можно заменить укрытием из брезента или другого материала.

Для освещения в фанерной обшивке шатра прорезают окна.

Все щели в шатре необходимо законопатить во избежание сквозняков.

Конструкцию укрытия разрабатывают применительно к конкретному объекту.

1.2. Прежде чем приступить к подготовке поверхности под золочение, необходимо очистить ее от коррозии, проверить состояние конструкций, произвести весь слесарный и кровельный ремонт.

1.3. Пои снятии старой позолоти, выполненной горячим ("через огонь") или гальваническим способом, следует обратить внимание (особенно в местах стыков листов обшивки) на качество очистки, чтобы не было пропусков.

1.4. Позолоту снимают вручную. Поверхность обрабатывают водостойкой шлифовальной шкуркой, периодически смачивая ее водой. В местах, где шлифовальной шкуркой снять полото не удается, применяют стальные скребки.

1.5. Очищенную поверхность зачищают водостойкой шлифовальной шкуркой (среднего зерна), промывают чистой

водой, протирают чистой ветошью и обезжиривают уайт-спиритом.

Б. Грунтование и шпаклевка

1.6. На очищенную поверхность накладывают грунт из свинцового сурика и лака ЯН-54 в соотношении 1:1. Свинцовый сурик смешивают с лаком и перед употреблением процеживают через сито № 3600.

Наносят грунт за 2-3 раза тонким слоем мягкой щетинной кистью с промежуточной просушкой каждого слоя. Сушить каждый слой грунта не менее суток при температуре воздуха не ниже плюс 14-16°С.

1.7. Перед нанесением следующего слоя грунта просушенную поверхность шлифуют водостойкой шкуркой среднего зерна. Прошлифованную поверхность промывают теплой водой и протирают ветошью.

1.8. Шпаклевку приготавливают из лака ЯН-54 и свинцового сурика.

1.9. После просушки первого слоя грунта поверхность по мере необходимости шпаклюют от одного до трех раз. Шпаклевку наносят слоем не толще 0,5 мм.

Шпаклюют только швы, трещины, выбоины. Если швы глубокие, то их следует предварительно заделать паклей, пропитанной свинцовым суриком на лаке ЯН-54.

1.10. Сушат каждый слой шпаклевки не менее суток. После просушки последнего слоя шпаклевку зачищают пемзой и шлифовальной шкуркой до абсолютно гладкой поверхности. По окончании шпаклевания наносят второй слой грунта.

Б. Нанесение красочного слоя и покрытие лаком

1.11. Загрунтованную и просушенную поверхность шлифуют водостойкой шлифовальной шкуркой, промывают водой, просушивают и покрывают тонкотертым свинцовым кроном разведенным на лике ЯН-54 или янтарном лаке ЯН-153 (ЯК-1). Крон процеживают через сито № 3600.

Ввиду того, что крон имеет зеленовато-желтый оттенок, его следует смешать со свинцовым суриком. Такое соединение дает приятный теплый тон. Красочный слой крона, разведенного на лаке ЯН-54, сушат не менее двух суток, а на лаке ЯН-153 - не менее пяти суток.

1.12. Перед нанесением первого слоя лака поверхность шлифуют пемзовым порошком с войлоком и протирают уайт-спиритом с целью улучшения адгезии с последующим лаковым покрытием.

1.13. Масляный лак ЯН-54, ЯН-153 или ГФ-166 наносят два раза тонкими ровными слоями без потеков.

Лак ЯН-153 перед употреблением разбавляют уайт-спиритом или очищенным скипидаром на 20-25%, чтобы не получить толстой пленки.

После просушки первого слоя лака поверхность полируют порошком пемзы или трепела, просеянным через сито № 3600. Полируют на войлоке или фетре с водой.

Отполированную поверхность промывают чистой водой, протирают ветошью и покрывают вторым слоем масляного лака.

1.14. Каждый слой лака ЯН-153 сушат не менее 5 суток; первый слой лака ГФ-166 - не менее 10 суток, первый слой лака ЯН-54 - не менее суток, второй - от трех до пяти суток.

Если лак ЯН-153 густой, его следует перед употреблением разбавить уайт-спиртом или очищенным скипидаром на 15-20%, чтобы пленка лака не получилась толстой.

1.15. Хорошо просушенную лаковую пленку шлифуют пемзой с мыльной водой. При этом виде шлифования поверхность выравнивается идеально, но приобретает фактурность, что в последующем усилит матовый эффект позолоты.

Для получении глянцевой ("полерной") позолоты матовую глянцевую поверхность снова покрывают лаком и не шлифуют пемзой, а располировывают до блеска трепелом.полерной

1.16. Перед нанесением лака МА-594 с поверхности удаляют пыль (протирают ветошью). Лак наносят кистью ровным слоем и растирают тампоном из ваты до тонкого слоя (досуха). Вату для каждого растирания берут чистую. Отработанную вату заливают водой в ведро или металлической банке и удаляют с места работы во избежание пожара.

Г. Золочение

1.17. К золочению приступают через 10—12 часов после покрытия лаком МА-594. Этот интервал определяют для каждого отдельного случая в зависимости от температуры воздуха и влажности в помещении. Непосредственно перед золочением ставят пробы (см. п. 4.38). Покрывают лаком МА-594 только тот участок, который предназначен для позолоты в течение рабочего дня.

На достигший рабочего отлипа лак МА-594 накладывают золото.

1.18. Порядок проверки лака и укладки золота см. в пп. 4.35 - 4.39.

1.19. После накладки золото прижимают, затем располировывают тампоном из ваты; в глубоких местах рельефа приторцовывают мягкой кистью ("притычкой").

Наносят золото обязательно внакладку, места разрывов и трещин "фликуют".

1.20. По окончании золочения лак МА-594 должен окрепнуть в течение 20-25 суток, прежде чем вызолоченный объект (предмет) будет сдан в эксплуатацию. В противном случае золото, которое слабо держится на свежем лаке, можно повредить, стереть.

Данный товар вы можете заказать в нашем интернет-магазине.

Реставрация и восстановление

ЗОЛОЧЕНИЕ СУСАЛЬНЫМ ЗОЛОТОМ И ПОТАЛЬЮ

Есть несколько методов золочения, но наиболее широко распространённый и доступный на сегодняшний день - покрытие специально подготовленной поверхности сусальным золотом или поталью. Эту технику золочения освоить нелегко, но даже имея мало опыта, вы можете применять его, получая довольно хорошие результаты. Однако для достижения совершенства в работе с поталью или сусальным золотом потребуется богатый опыт. Эта техника из-за деликатности материала (тончайшие листы сусального золота или потали) довольна трудна, но чрезвычайно увлекательна.

Технология золочения включает в себя несколько этапов, которые могут занять у вас не один день, прежде чем вы увидите законченную работу, но результат золочения, безусловно вознаградит вас за терпение. Особенно если это касается восстановления произведения искусства, в которое вы сможете вдохнуть новую жизнь. Процесс золочения остаётся неизменным с незапамятных времён, с той лишь разницей, что современные технологии позволили изготавливать листы сусального золота не в ручную, с помощью деревянных колотушек, а в промышленных масштабах на современном высокотехнологичном оборудовании. На смену золоту всё чаще приходить поталь, которая представляет собой листы других металлов или сплавов, имитирующих золото (например, меди с цинком или алюминия для замены серебра).

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЗОЛОЧЕНИЯ

  • Сусальное золото и поталь. «Сусальное» произошло от слова «сусаль» - «лицо», лицевая сторона, поверхность. Настоящее сусальное золото получают путем отбивания стопки тонких золотых квадратиков, переложенных внутренней оболочкой бычьих кишок на гладкой гранитной плите слегка выпуклым молотком, добиваясь необходимой толщины отдельных листков, а затем «ковкой» между двумя слоями кожи, что делает его очень тонким и легким в обращении. Тон золота будет зависеть от цвета фона, на котором расположен лист, цвета болюса (грунтовки). Могут использоваться болюсы жёлтого, красного или чёрного цветов. Сусальное золото поставляется в буклетах по 25 листов 9х9 см. Идеально подходит для восстановления и золочения деревянных изделий. Поталь представляет собой имитацию сусального золота и изготавливается из сплава меди с цинком или другими металлами. Поставляется в книжках по 25 листов размером 14х14 см.
    Использование сусального золота и потали.

    Существуют различные системы работы с поталью или сусальным золотом. Самый простой для начинающих способ - положить на открытую книжку специальную кожаную подушку, перевернуть их вместе, и затем убрать книжку, после чего лист потали или сусального золота останется на подушке. Можно также перевернуть открытую книжку на кожаную подушку листом вниз, следя за тем, чтобы лист потали не выпал, и убрать книжку. Однако этот способ требует определённого навыка.

    Ещё один способ. Откройте книжку, положите нож на среднюю часть листа, и тихонько дуйте под небольшим углом, чтобы свободная часть листа потали или сусального золота завернулась на нож, после чего перенесите лист потали или сусального золота на подушку. После того, как лист потали или сусального золота лежит на подушке, вы можете нарезать его на части необходимого размера и приступить к золочению, перенося специальной кистью лампензель частички золота на подготовленную поверхность.

  • Болонская известь (гипс), представляет собой хорошо отмученный мел (гидратированный сульфат кальция), который отличается особой тонкостью зерна, благодаря чему обладает исключительной пластичностью и мягкостью в работе.
  • Клей рыбный (желатин) изготавливается из плавательного пузыря некоторых видов рыб, таких как осетровые, а также из другого рыбного сырья. Желатин, как правило, продаётся в виде хлопьев, которые перед использованием необходимо замочить в воде в течение примерно 24 часов перед использованием. После размягчения необходимо окончательно растворить клей на водяной бане. В отличие от других клеев, при разведении водой он незначительно увеличивается в объёме. Желатин используется для наклеивания сусального золота на болюс.
  • Болюс - это глина, которая в частности служит основой для золота. На старой позолченной поверхности легко заметить основу, на которую было нанесено золото. Это может быть болюс красного (красная глина), жёлтого (сиенна природная) или чёрного цвета. Перед применением болюс вводят в предварительно подготовленный на водяной бане раствор с клеем из кожи кролика (300 грамм болюса в 900 грамм раствора), и добиваются лёгкой однородной текстуры. Болюс наносят с помощью мягкой кисти (идеально подходит соболиная) лёгкими движениями.
  • Клей из кожи кролика. Этот клей получают из кожи кролика, погружённой в ванну с известковой водой. Этот клей был известен еще с древних времён, пожалуй раньше,чем горячий костный клей. Это идеальный клей для деликатной подготовки поверхностей. Клей из кожи кролика растворяется в воде и нагревается на водяной бане в соотношении от 1 до 10 частей клея на 1 часть воды. Клей используется в горячем виде, однако его не следует доводить до кипения.

  • Стальная шерсть. Состоит из волокон очень тонкой стальной проволоки. «Стальная шерсть» используется для полировки различных поверхностей (дерево, гипс, металл, камень и т.д.), И во многих реставрационных отделочных работах. Идеально для удаления волосинок, которые образуется при обработке некоторых видов древесины после шлифования. В основном «стальная шерсть» используется для очень тонкой работы по очистке и полировке поверхности, чтобы получить идеальную поверхность для лучшей адгезии лакокрасочного покрытия. Вы можете использовать «стальную шерсть» всегда, когда не хотите рисковать оставить на поверхности царапины.

  • Латунный экран. Это тонкая латунная сетка (толщина 0,12 мм). Идеально подходит для точного шлифования поверхности при подготовке грунта для золочения сусальным золотом или поталью. Латунный экран также может быть использован в процессе восстановление позолоты, так как позволяет работать с небольшим элементом поверхности без повреждения существующих позолоченных поверхностей.
  • Краска для старения. Это жидкий концентрат на основе экстрактов битумных смол, которая придаёт поверхности красновато-коричневый налет, имитирующий антикварное дерево или старинную позолоту. Идеально подходит для придания «античности» позолоченным поверхностям.

ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ЗОЛОЧЕНИЯ

ТЕХНИКА ЗОЛОЧЕНИЯ

Наибольшая трудность в работе мастера при золочении состоит в зависимости от сроков выполнения работы и условий, в которых он трудится (воздух в помещении не должен быть пыльным). Поверхность, на которую будет наноситься поталь или сусальное золото должна быть постоянно чистой и обезжиренной.

Процесс золочения можно разделить на следующие этапы:

  • Подготовка основы (грунта);
  • Применение болюса;
  • Нанесение сусального золота (потали);
  • Полировка (финишная обработка);

Подготовка грунта с болонским гипсом

Подготовка грунта должна быть тщательной, с точным соблюдением технологии. От этого будет зависеть успех золочения и результат работ.

Изготовление грунта под золочение начинаем с подготовки клея из кожи кролика. Берём 100 граммов клея из кожи кролика и добавляем его в ванну с одним литром тёплой воды. Клею с водой надо дать постоять в течение 12 часов, чтобы дать клею впитать воду, после чего необходимо разогреть раствор на водяной бане и, помешивая, добиться полного растворения клея. После этого рекомендуется процедить полученный раствор. Таким образом мы получаем основу для грунта под золочение. Через 2 часа в раствор вводим 350 грамм болонского гипса, тщательно перемешиваем, и в горячем виде наносим на сухую поверхность, очищенную от пыли. После того, как мы полностью укрыли поверхность, предназначенную для золочения, наносим второй слой (при необходимости может быть нанесено до 5-6 слоёв грунта), каждый раз следя за тем, чтобы наносимый раствор был достаточно горячим.

Каждый слой необходимо обработать крупной шкуркой (120-180), чтобы удалить любые недостатки на поверхности. И, наконец, когда мы получаем достаточный слой грунта под золочение, последний, после грубой обработки, обязательно полируют. Стремясь восстановить точность краёв и канавок, а также для придания украшениям совершенного вида используют наборы скребков, чтобы можно было подобрать скребок максимально близко по форме адаптированный к обрабатываемой поверхности. В идеале мастеру для подготовки поверхности для золочения необходимо иметь скребки всех типов и форм.

После завершения грубой резьбы, необходимо снова шлифовать все поверхности, используя каждый раз наждачную бумагу все более и более мелкозернистую (280, 320, 400, и т. д.). На финишном этапе применяется «стальная шерсть» для получения идеально гладкой поверхности, качества «слоновая кость». Для защиты элементов, соседних с обрабатываемым участком поверхности, применяется латунный сетчатый экран. Цель этой подготовки грунта под золочение - изолировать лист потали или сусального золота от древесины, а также получение абсолютно гладкой поверхности качества слоновой кости для того, чтобы на этапе укладывания потали получить идеальный результат.

Теперь мы добрались до нанесения болюса.

Применение болюса

300 грамм болюса растворить в 900 мл воды и тщательно перемешать, следя за чтобы смесь приобрела однородную текстуру без комочков и включений, и не была при этом слишком водянистой. Болюс, так же как и грунтовка из болонской извести наносится в горячем виде достаточно толстой кистью, следя за тем, чтобы кисть не оставляла полос. Мы рекомендуем использовать для нанесения болюса кисть из беличьего или собольего волоса. Если вы развели болюс в правильной пропорции, после нанесения первого слоя вы должны видеть сквозь слой болюса белый цвет грунтовки.

Спустя 4 часа вы можете нанести второй слой болюса,стараясь не получить слишком большой толщины слоя, поскольку это может негативным образом повлиять на качество поверхности в процессе приработки потали или сусального золота. Особенно осторожным необходимо быть в наращивании слоёв болюса в углах и внутренних полостях. Обычно полное высыхание болюса происходит в течении нескольких часов, однако это может зависеть от сезона, влажности и температуры окружающего воздуха в помещении, где вы работаете.

Если вы хотите получить в итоге золотую поверхность с высоким глянцем, перед укладкой потали или сусального золота необходимо отполировать поверхность болюса агатом, чтобы сделать её идеально гладкой.

Наконец, все подготовительные работы закончены,и вы можете приступить непосредственно к нанесению потали, или сусального золота.

Нанесение сусального золота (потали)

Давайте начнем.

Осторожно откройте книжку с поталью или с сусальным золотом, перенесите один листок для золочения на специальную кожаную подушку одним из приведённых выше способов.

Помните! Поталь или сусальное золото должно в процессе работы контактировать только с ножом или с кистью, но никогда не с вашими пальцами, иначе вы просто уничтожите свою работу, поскольку частички пота с ваших пальцев губительны для потали и сусального золота.

С помощью специального стального ножа разделите листок потали на небольшие удобные для вас части. Это облегчит процесс переноса листиков потали на позолачиваемую поверхность и приклеивание потали к поверхности будет более аккуратным. Нож, с помощью которого вы будете разделять листик потали или сусального золота, должен быть изготовлен из стали, и быть при этом достаточно острым. В том месте, где вы собираетесь разрезать листочек потали, необходимо сделать небольшое движение вперёд и назад. Будте осторожны, чтобы не разрезать кожаную подушечку, на которой вы работаете. После того, как листик потали разделён на части, используйте кисточку лампензель для переноса потали на поверхность, подлежащую золочению.

Для золочения вы можете исползовать специальные клеящие составы или лаки, имеющиеся в продаже, или самостоятельно приготовить клей на основе желатина. Желатин предварительно замачивают, а затем нагревают на водяной бане. Клей в горячем виде наносится мягкой кистью на болюс в один проход. Прежде, чем клей поглотится поверхностью, с помощью кисти лампензель перенесите подготовленные кусочки потали или сусального золота на поверхность. Это здорово, видеть, как кусочки сусального золота ложатся на поверхность,и притягиваются под действием электростатического эффекта. Продолжайте эту операцию до тех пор, пока вся поверхность не станет золотой.

Несколько советов:

  • Поддерживайте левой рукой правую руку, в которой вы держите кисть при нанесении листочков потали;
  • При нанесении потали или сусального золота на криволинейные поверхности, следите за тем, чтобы размер укладываемых кусочков сусального золота или потали был не слишком велик;
  • При нанесении болюса, следите, чтобы паста была не слишком жидкая, и прежде чем укладывать золото, дайте ей хорошенько просохнуть;
  • Избегайте сквозняков при работе;
  • Если листик потали не очень хорошо держится на кисти лампензель, время от времени проводите кистью по волосам или лицу (на лице всегда есть тонкий слой жира, которого будет достаточно для нанесения на кисть);
  • Забудьте о времени (никогда не работайте в спешке);
  • Листики потали или сусального золота всегда должны укладываться с перехлёстом не менее 2 мм (особое внимание на углы) чтобы избежать разрывов;
  • Никогда не прикасайтесь к золотой поверхности пальцами, даже после того как основа полностью высохнет, и она станет единым целым с позолачиваемой поверхностью;
  • Любые дополнения недостающих частей или повторное нанесение потали в отдельных местах должны выполняться после полного высыхания золотой поверхности с величайщей осторожностью (потому что на уже существующей высохшей позолоченной поверхности, клей может оставить белые следы);
  • Никогда не работайте с поталью или сусальным золотом ночью, если хотите добиться наилучших результатов.

Полировка (финишная обработка).

И вот мы добрались до последней (но всё же не менее увлекательной) стадии работы: приработки потали или сусального золота с помощью инструмента на основе камня агата. В процессе приработки от золотой поверхности добиваются идеальной гладкости и блеска, подобного сиянию солнца. Также эта операция имеет функцию полного слияния листочков потали или сусального золота с поверхностью, на которую они уложены.

При работе агатом необходимо совершать поступательные движения по позолоченой поверхности в разных направлениях с одинаковым давлением так, что когда работа будет закончена, вы не будете видеть следы движений. Теперь возьмём кусок шерсти и быстрыми движениями «нагреваем» позолоченную поверхность, что придаёт золочению законченный и очень эффектный вид.

После того, как работа с поталью или сусальным золотом закончена, переходят к заключительной стадии - защите позолоченной поверхности от окисления (особенно это важно для поверхностей, где применялась поталь вместо сусального золота) и царапин. Идеально для этого подходит шеллак, однако можно использовать и другие виды лаков.

Для придания позолоченной поверхности более реалистичного состаренного вида, мы рекомендуем использовать краску для старения на основе битумных масел, которая может быть применена непосредственно в концентрированном или в разбавленном виде в зависимости от желаемого эффекта старения. С помощью кисти краска наносится на позолоченную поверхность, и затем немедленно удаляется с помощью ваты или тампона так, чтобы краска осталась только во впадинах и внутри изгибов. Это позволит получить очень реалистичный эффект старения позолоченной поверхности.

Сусальное золото представляет собой тончайшие листы драгоценного металла толщиной до долей микрон. Такой необычный материал используется при золочении ювелирных украшений и других изделий, производство которых подразумевает покрытие из сусали. Листы делаются либо из чистого желтого металла, либо из его сплавов с серебром или медью. Достичь минимальной толщины сусальных пластинок позволяют физические свойства золота – чистый металл отличается мягкостью и ковкостью. Самым простым примером предметов, покрытых сусалью, можно признать купола церквей, которые вот уже несколько веков традиционно отделываются листами тончайшими листами драгметалла. Как делают золочение сусальным золотом современные мастера?

Производство сусали

Мягкость и ковкость чистого золота позволяют раскатывать металл в очень тонкие листы. Благодаря этим физическим свойствам металла листы получаются без трещин и разломов, то есть не повреждаются в процессе изготовления. Сам процесс производства золотых листов начинается с отливки бруска. Из металла отливают слиток с параметрами 20х5х1 см, а затем тщательно раскатывают его в полосу. Длина такой полосы может достигать 30 метров.

Как дальше работать с сусальным золотом? Полоска разрезается на квадраты, которые складывают вместе, разделяя бумажными листами. До того, как сусаль можно будет использовать для работ по золочению, эта книжка отправляется под молот, отрабатывающий около двух тысяч ударов. Под ударами инструмента листы сусали становятся еще более тонкими и образуют своеобразную «лепешку». Из «лепешки» вырезают квадрат и вкладывают его в книжку.

Самым главным этапом производства сусали является отбивка золота молотом. Эта процедура очень трудоемка и сложна в исполнении. Молот должен ударять так, чтобы удары шли не только в определенной последовательности, но и с одинаковым усилием. Соблюдение этих требований является обязательным, так как обеспечивает одинаковую толщину золотых листов по всей их площади.

В одной книжке насчитывается до трех сотен сусальных листов, каждый из которых после процедуры отбивки становится в 10 раз больше. Для наиболее полного представления процесса производства сусали рекомендуется ознакомиться с видео, отражающим каждый этап изготовления тонких золотых листов. Работа с сусальным золотом во многом зависит от качества листов. Если листы изготовлены в соответствии со всеми правилами, то позолота изделия также будет отвечать всем требованиям качества.

Позолота сусаль

Сама технология золочения сусалью основывается на одном необычном свойстве золота: металл, раскатанный до очень маленькой толщины, на молекулярном уровне прилипает к гладким поверхностям. Покрытие изделия сусалью представляет собой сложный процесс, так как работа с тончайшими листами драгметалла требует внимания и аккуратности. Отлить из золота изделие гораздо проще, чем покрыть то же самое изделие сусалью.

Необычное свойство позволяет использовать сусальное золото для украшения церковных куполов, статуй, фонтанных композиций, а также предметов мебели, используемых для создания роскошной обстановки. Технология нанесения материала на протяжении истории человечества менялась. Сейчас сусаль используют как упаковку для дорогих сладостей и даже как ингредиент кофейных и коктейльных напитков.

Среди способов золочения сусалью специалисты выделяют два варианта: крепление драгметалла на полимент и на мордан. В чем их отличие? Полимент представляет собой своеобразную основу, на которую крепят листы сусали. Основой состава полимента является глина, к которой в незначительных количествах добавляют мыло, белый пчелиный воск и китовый жир. Особенностью этого способа золочения можно считать конечный результат: поверхность принимает вид настоящего золота и выглядит так, как будто сделана из металла. Крепление сусали на полимент требует больших финансовых и трудовых затрат, поэтому используется тех случаях, когда необходимо обработать поверхность, не подверженную воздействию внешней среды. Чаще всего так золотят мебель.

Что такое сусальное покрытие на мордан? Такая обработка изделия золотом позволяет придать его поверхности матовый эффект. Для проведения процедуры используются материалы на растительных маслах, сам лак мордан готовится из масла льна и конопли с добавлением специальных компонентов. Обработать поверхность сусалью в этом случае проще и быстрее. Крепление на мордан позволяет декорировать самые разные поверхности, в том числе дерево, гипс, и мрамор.

Перед золочением на мордан поверхность изделия грунтуется киноварью, а затем протирается сукном для удаления неровностей. Подготовленная деталь покрывается морданом и высушивается в течение необходимого времени. В зависимости от сорта мордана сушка может длиться от нескольких часов до целых суток. Перед нанесением сусали мастер проверяет поверхность «на отлип». Здесь очень важно не высушить мордан полностью, так как к сухой поверхности золото будет плохо прилипать. Невысохший мордан для золочения сусальным золотом тоже не подойдет, так как листы материала в нем утонут. Учитывая ценность золота, все работы следует проводить строго по технологии и очень аккуратно.

Упрощенная технология

Процесс нанесения сусального золота на поверхность можно представить в виде следующего алгоритма. На изделие наносится три слоя акрилового грунта, при этом первый слой должен быть более жидким, чем все остальные. Это необходимо для того, чтобы пропитать поверхность. Первый и второй слой сушатся по часу, после нанесения третьего слоя изделие оставляется на просушку примерно на 8 часов.

Высушенная поверхность шлифуется с помощью абразивной бумаги, подойдет бумага Р240 или Р400. Затем кистью наносим на изделие лак-шеллак, сушим и снова шлифуем, но уже бумагой маркировки Р600. После всех подготовительных процедур деталь обрабатывается морданом и подсушивается до необходимого уровня липкости.

После того, как мордан подсох до требуемого уровня липкости, можно наносить сусальное золото. Материал наносится и прижимается кистью во избежание сдвигов. Через сутки изделие можно дополнительно отполировать хлопком, который не повредит позолоченную поверхность. При наличии всех компонентов данную процедуру нанесения позолоты можно провести в домашних условиях.

Современные технологии

Технология золочения сусальным золотом на протяжении всей истории использования этого материала для отделки поверхностей претерпела некоторые изменения. Суть технологии производства листов сусали остается прежней: брусок драгметалла раскатывается в полосу, режется на квадраты, квадраты складывают в книжку и отправляются под молоток. Новые разработки позволяют добиться получения листов значительно тоньше тех, которые изготавливались раньше. Задачу мастеров упрощает и использование компьютерной техники.

Сейчас сусальное золото вручную практически не производится, устаревшие технологии остались в прошлом. Процесс получения тонких сусальных листов на сегодняшний день полностью автоматизирован, все делается машинным способом. Электрический молот настраивается как на первичную отбивку листов, так и на последующую обработку драгметалла до минимальной толщины. Оболочки бычьих кишок, которыми раньше перекладывались листы сусали, также больше не используются. Вместо них применяют современные формы из пластмассы.

В России изготовлением сусали занимается завод цветных сплавов, находящийся в Москве. Также имеются частные компании, выпускающие сусальное золото, но их объемы производства материала для механического золочения не значительны.

Чтобы понять, как выглядит сусаль, достаточно представить себе очень тонкий лист фольги толщиной до 1,5 микрона. Согласно отечественным стандартам сусаль производится в квадратных листах со стороной 91,5 мм. Листы раскладываются в книжки, разделителем между листами является папиросная бумага. Книжки могут состоять из 10 или 60 сусальных листов.

Для того чтобы представить, как необходимо наносить сусальное золото, рекомендуется посмотреть видео, сопровождающееся пояснениями мастера. Специалисты выделяют два вида сусального золота: свободное и трансферное. В зависимости от вида сусали имеются и отличия в работе с материалом. Свободное золото достается из книжки и помещается на подушку, а трансферное – изначально приклеено к листу в книге.

Издавна золотой цвет считается цветом роскоши и богатства. Золото по своим декоративным свойствам превосходит все остальные металлы. Отличается оно и высокой химической стойкостью, не окисляется на воздухе, в среде сероводорода и других газов. Не подвергается воздействию хлора и брома при нагревании до очень высоких температур. Это обеспечивает золоту широкое применение как в ювелирной отрасли промышленности, так и в ответственных технических деталях. В идеале, конечно, можно изготовить изделие целиком из золота, таким образом обеспечить себе все высокие показатели золота в области химической стойкости и неизменности во времени… но! Золото – металл мягкий и дорогостоящий… а значит, если необходимость получить изделие с декоративными и физико-химическими свойствами золота, но не такие дорогие и значительно более прочные, появляется необходимость в гальваническом золочении более прочных металлов.

Техника и способы нанесения золота на поверхность:

— сусальное золочение (наносим тонкую фольгу на любую поверхность с помощью клея);
— нанесение амальгамы золота с последующим отжигом (старинный метод);
— электрохимическое золочение, т.е нанесение покрытия под действием электрического тока;
— иммерсионное золочение, нанесение золота без приложения внешнего тока.
На нашем предприятии мы пользуемся только электрохимическим и иммерсионным золочением, т.к только эти методы нанесения являются достаточно безопасными и обеспечивают надлежащее качество покрытий*.

Нанесение гальванического покрытия золотом:

— чистое желтое золото (без легирующих добавок, чистота покрытия составит 999,9);
— желтое золото с малой добавкой кобальта в качестве легирующей добавки для большей твердости покрытия (чистота покрытия составит 999,0);
— красное золото, или русское золото. Имеет оттенок от медно-красного до бледно-розового, можно получить «итальянское» розовое золото (больше желтизны, чем в «русском»);
— зеленое золото, сплав золота и серебра (никеля).
— белое золото (процесс родирования).
Толщина гальванического золота может быть любой, верхнего предела толщины золочения нет, это заказчик решит сам, исходя из необходимой толщины золота и финансовых возможностей.
Будем рады помочь Вам в области гальванического золочение контактных групп, бижутерии, ювелирных украшений и сувениров.
Хотите узнать больше? Научиться делать золочение собственными руками? Телефон и электронная почта технолога на главной странице сайта.

Нанесение иммерсионного покрытия золотом:

Иммерсионное золочение применяется для деталей сложной формы. Гальваническое золото, хоть и обладает высокой рассеивающей способностью, иногда не может обеспечить качественное покрытие внутренних полостей трубок или сложнопрофильных деталей. В этом случае возникает необходимость в применении химического золочения. Особенностями этого процесса является постоянная толщина покрытия во всех точках поверхности изделия. Иногда покрытие можно выполнить только таким способом, например, при нанесении золота на детали саксофона (внутренняя полость труб обеспечивает «правильный» звук). Часто, иммерсионное золочение используется совместно с гальваническим золочением.

Стоимость золочения в Москве

Золото – есть золото, никогда оно не было дешевым, поэтому решение в пользу увеличения толщины золотого покрытия скажется на стоимости работы. Постараюсь показать на примере: 0,2 микрона золота называется у специалистов покрытием «в цвет», по достижении такой толщины цвет золота больше не меняется. Т.е если показать кому-то, например, два корпуса часов покрытых 0,2 мкм и 40 мкм соответственно, то ни один специалист не сможет на глаз определить толщину золочения! Конечно, если положить оба корпуса под стекло и никогда не доставать, они останутся «близнецами» на многие годы, но стоит начать носить такие часы, обладатель часов с покрытием 0,2 мкм очень скоро поймет, что носит дешевую вещь, а владелец часов с покрытием 40 мкм с гордостью подарит их своему сыну на пятидесятилетие.
На нашем предприятии Вы можете получить услугу по нанесению золотого покрытия различной толщины: так, для технологических деталей чаще всего используют покрытие по ГОСТу 3-9 мкм, в зависимости от требований, предъявляемых к детали. В некоторых случаях, толщина золотого покрытия должна быть 20-50 мкм. В подавляющем большинстве случаев для технических деталей, толщину золотого покрытия выбирают равной 6 мкм.

* Стоит отметить, что существует еще один способ получить на поверхности изделия «золотой» цвет – напыление нитрида титана. При этом мы получим неметаллическое непроводящее покрытие, имеющее золотистый цвет. Секрет в том, что на самом деле вещество нитрид титана не окрашено, а при нанесении его тонкой пленкой, толщина которой сравнима с длиной волны желтого цвета (565-590 нм), глаз видит желтый цвет покрытия. Говорят, что изделие в таком случае покрыто «под золото». Все дешевые сувениры, фурнитура, сантехнические изделия покрыты нитридом титана, а не золотом.

У нитрида титана нет физико-химических характеристик золота. У него нет стойкости во времени и неизменности по цвету. Пример старого покрытия нитридом титана – купол Храма Христа Спасителя в Москве, да и купола многих церквей по всей России. Со временем, красивый золотой цвет уходит (под действием осадков, испарений, механических повреждений), и переходит в красно-коричневый и зеленый оттенок. Восстановить цвет обратно невозможно! Единственный выход – переделать все заново, удалив старый нитрид. Таким образом, становится понятно, что покрытие нитридом титана хоть и похоже по цвету на золото, имеет ограниченный срок службы и ненадлежащее качество покрытия (даже в случае дополнительной обработки его лаком.

Для нас же самое нежелательное качество нитрида титана – это сложности с очисткой от него изделия. Нам часто приносят на «реставрацию» протертое покрытие нитрида титана, часто сам заказчик считает, что имеет дело с золотом, единственный способ сделать такую работу – удалить старые материалы, провести все подготовительные операции для процесса золочения (включая механическую обработку царапин и сколов), и провести золочение.

Наша компания оказывает услуги по нанесению золота на все поверхности и детали. В каждом отдельном случае, окончательная стоимость работы определяется после осмотра детали технологом и утверждения требований заказчика.

Ориентировочная стоимость работ приведена в таблице ниже:

Наименование услуги Стоимость, руб
Золочение техническое (более 3 мкм) от 6 руб/кв.см., 1 мкм
Золочение декоративное до 3 мкм от 8 руб/кв.см., 1 мкм
Золочение «розовое» под 585 пробу от 8 руб/кв.см., 1 мкм
Золочение «Италия» от 6 руб/кв.см., 1 мкм
Золочение «белое» (родирование) от 25 руб/гр изделия
Удаление золотого покрытия договорная
Реставрация золотого покрытия договорная

Примеры работ по золочению изделий:

Желтое золочение монет «Sochi 2014». толщина золота 0,5 мкм.

Стоимость покрытия одной монеты составила 60 рублей, при партии 1000 шт. Гарантии на истирание нет.

Желтое кобальтированное золочение жетона на цепочке.

Стоимость работ по золочению жетона на цепочке составила 5 тысяч рублей. Толщина золота 5 мкм, гарантия на истирание 2 года.

Перед нанесением золотого покрытия вся поверхность, предназначенная для золочения, выравнивается и шлифуется. Затем на нее наклеивается паволока (используется мездровый клей животного происхождения левкас и полимент), а на нее кусочки сусального золота с помощью намагниченной кисти из беличьего хвоста. Далее потребуется вата и специальное оборудование и инструменты, которые разглаживают золотую поверхность до полной однородности. У опытного позолотчика никаких швов и стыков между золотыми листами не видно. Озолоченная поверхность может быть матовой или блестящей - это зависит от вида левкаса. Также ее можно дополнительно украсить эмалью. Долговечны ли такие изделия? Достаточно долговечны - при бережном обращении позолоченные вещи радуют своей красотой десятилетиями.

Несмотря на то, что сусальное золото раскатано в очень тонкие листы, его цена все же много дороже, чем, сусальной меди или серебра. Поэтому иногда применяются имитации сусального золота - потали. Обычно это сплав меди с цинком или алюминия с серебром. Поталь требует иного подхода. Так, после нанесения на поталь нужно наложить защитный лаковый слой, иначе она в скором времени потемнеет. Для наружной отделки поталь не годится, так как имеет малую устойчивость к климатическим условиям. А вот чистому золоту никакие вредные факторы окружающей среды не страшны.

Есть еще один способ сэкономить на сусальном золоте - это золоченая фольга. Она состоит из медной фольги, покрытой никелем и сплавом золота с кобальтом, или алюминиевого листа, с золото-никелевым покрытием. Такие «золотые» листы стоят как минимум в три раза дешевле чистого сусального золота.

Применение сусального золота

Сусальным золотом можно декорировать не только небольшие вещицы вроде шкатулок и пепельниц, но и масштабные сооружения, например, купола, фасадная отделка, скульптуры, статуи и т.п. Лепнина с использованием сусального золота давно уже вошла в моду - зеркала, вазы, рамы для картин…



Ну и конечно, иконы - это, пожалуй, самая популярная область применения сусального золота. Для этого берется золотая фольга с низким процентным содержанием лигатуры - как правило, чистое золото 999 пробы. А вот для внешней отделки можно взять и низкопробное золото.

Сусальное золото применяют даже в кулинарии, ведь оно биологически инертно и не создает острые края. Им декорируют пирожные, эксклюзивные торты, хлопья сусального золота можно увидеть даже в элитном шампанском.

Сусальное золото применяют и в текстильном производстве, ведь сейчас разработаны технологии, позволяющие наносить золото не только на металлическую, а на любую поверхность. Дизайнеры уже оценили преимущество этого материала и добавляют золотые детали в свои работы. Стилисты тоже не отстают - сусальное золото наносят на кожу, ногти, волосы, заставляя их сиять и переливаться благородным блеском.