Что такое причелины у окон. История резных фасадов. Крестьянская изба и домовая резьба. Наличники. Основные декоративные элементы русской избы

Окна

Современное строительство часто возвращается к древнему зодчеству. Если детально изучить старинную архитектуру, особенно деревянные избы, можно увидеть огромное количество резных узоров, которые обрамляют буквально все элементы здания. Любопытно, но это не просто декоративные украшения, а вполне функциональные детали, предназначенные для решения конкретных задач.

Кроме этого, каждой части здания и даже резьбе, наши предки придавали определённое значение, и даже мистический смысл. Одним из обязательных элементов зодчества является причелина, которую мы рассмотрим более детально.

Что это такое?

Давайте определимся с терминами и предназначением. Если разобраться в смысле слова причелина, здесь явно прослеживается слово «чело», что на древнеславянском языке обозначает лицо/лоб. Это определяет и назначение элемента. По сути, причелину можно считать кровельным молдингом, который защищает торцевые части брёвен от влаги, и других природных явлений.

Итак, причелина - это доска, расположенная на фасаде дома, закрывающая торцы сруба либо крыши. Такие элементы обычно украшались различным орнаментом.

Из чего изготавливают современные причелины?

Здесь многое зависит от общей архитектуры здания и использованных строительных материалов. В частности, можно встретить такие варианты:

    Древесина . Такие элементы дают практически безграничную свободу творчества - материал удобен в обработке. Чтобы причелина прослужила долгие годы, можно использовать дуб или бук. Эти сорта обладают высоким запасом прочности, но сложнее поддаются обработке. Липа, клён или ольха более податливые породы древесины, но через несколько лет доску придётся менять.

    Металл . Обычно используется листовое железо, которому придают нужную форму и окрашивают. Сразу уточним, что для деревянных зданий такой вариант не подойдёт, поэтому применяется для строений обшитых сайдингом.

    Плита МДФ . Причелины из этого материала встречаются редко, но привлекают внимание строителей демократичной ценой и простотой обработки. Однако волокнистая плита неспособна сопротивляться влаге, поэтому прослужит недолго.

    Пластик . Практически вечный материал, устойчивый к любым воздействиям окружающей среды. Однако пластиковые элементы очень хрупкие, поэтому даже небольшая динамическая нагрузка может привести к образованию сколов и трещин.

Отметим, что даже кирпичные строения имеют причелины. Это рельефное обрамление фронтальной части кровли, которое заходит под скат. Такие элементы обычно выполняют из гипса или цементно-известковых смесей.

Резная причелина на русской избе

Учитывая, что доска использовалась не только для защиты брёвен, но и украшения фасада, причелины покрывали богатой резьбой. Обычно наносили такие символы:

    Волнообразные элементы.

  1. Символы солнца.

    Меандровые линии.

В зависимости от региона страны, знаки должны были защищать хозяев от дурного глаза, нести в дом счастье и благополучие. Разумеется, современные строители не задумываются о тонких материях, поэтому наносят любой орнамент по желанию заказчика.

Начнём с того, что деревянные избы строились на века, причём в буквальном значении этого слова. При соблюдении всех правил, строение могло простоять не менее 100 лет.

Разумеется, на обширных просторах страны не могло быть единой архитектуры, но обязательные элементы прослеживаются во всех регионах. Например, строения всегда имели три яруса:

    Подпол . На сакральном уровне, это подземный мир, где покоятся души предков.

    Это жилые помещения, символизирующие человеческий мир.

    , крыша . Небесный свод, откуда наблюдают боги.

Учитывая, что причелина относится к верхнему уровню избы, её часто именовали хлябями небесными. Наши предки считали, что над земной твердью есть небесная, где находятся Солнце и Луна, которые соответственно являлись божествами дня и ночи. Выше небесной тверди располагались небесные хляби, где хранились запасы воды. Когда хляби разверзались (раскрывались) потоки устремлялись на землю.

Любопытно, но именно защита от влаги и является основной функцией причелины.

Если проанализировать другие элементы декора древних зодчих, можно обратить внимание на конёк. Название появилось не на пустом месте. В старину, центральное бревно крыши украшала резная голова коня.

Согласно легендам, это изображение Солнца, летящего на небесной колеснице. Здесь скаты крыши олицетворяют крылья удивительного коня. Поэтому причелина - это не просто декоративный элемент, а часть общей композиции, имеющий определённый смысл.

Выше упоминалось о вариантах резьбы, здесь волнообразные линии подчёркивали глубину хлябей, а круглые элементы олицетворяли капли воды, готовые пролиться на земную твердь.

Другие элементы древнеславянского зодчества

Если провести опрос людей на улице на тему названий элементов деревянного дома, ответы будут стандартными. Большинство респондентов отметят крышу, сруб и крыльцо, некоторые вспомнят о подполе, наиболее продвинутые упомянут про веранды и балконы.

Если детально разбираться в славянском зодчестве, можно с удивлением отметить, что наследие предков стремительно теряется. Наши пращуры применяли для обозначений элементов избы порядка 20 различных наименований, придавая каждой части дома особенный смысл.

Рассмотрим основные термины, которыми славяне обозначали различные части дома. Оговоримся, что названия не будут привязаны к определённой территории или эпохе. Выглядит это так:

Это фасадная часть строения, охватывающая полностью лицевую часть.

Верхняя часть избы, обычно имеющая треугольную форму. Второе название элемента - начельник. Для обозначения могут использоваться термины фронтон и щипц. В первом случае, между треугольником и основной частью дома находится карниз, во втором - нет.

Это основной декоративный элемент избы, часто задающий тон всей композиции. По определению, подзорами называются широкие карнизы, создающие визуальное разграничение между основной частью и чердаком. В некоторых случаях, такую часть называют фризом.

Это нижняя часть кровли, предназначенная для отведения выпадающих осадков. Элемент обычно делается узким, смотрится как логическое завершение крыши.

Так называется декоративное обрамление оконных и дверных проёмов.

Земляная насыпь, закрывающая нижнюю часть избы по всему периметру. Отсюда пошло второе название - приизба. Функциональное предназначение завалинки: защита строения от промерзания (теплоизоляция). Летом завалинку убирали, чтобы проветривался подпол.

Короткая доска, украшенная резьбой, закрывающая место стыка причелин. Украшался элемент обычно солнечными символами. Обычно на лицевой части дома располагались три полотенца: центр и края причелин. Это символизировало движение солнца по небосводу - восход, зенит, закат.

Это второе название очелья: треугольная часть, венчающая лицевую часть избы. Фронтоны набирались из укорачивающихся кверху брёвен, замыкались с торцов скатами крыши.

Центральное бревно, завершающее безгвоздевую крышу. Другие названия - шелом, охлоп.

Небольшое помещение, расположенное за фронтоном избы. Комната обычно не отапливалась, поэтому в летнее время использовалась для размещения гостей, в зимнее - в качестве склада не нужных вещей.

Основа избы, выполненная из рядами уложенных брёвен.

Нижняя часть строения, обычно не отапливаемая. Подклет предотвращал проникновение холодного воздуха внутрь жилых помещений. Учитывая практицизм наших предков, в подклетах хранили различную домашнюю утварь, могли держать мелкий скот или птицу.

Искривлённые еловые стволы, поддерживающие потоки.

Это далеко не полный перечень терминов, которыми пользовались наши предки при строительстве. Однако здесь перечислены основные элементы любой деревянной избы.

Полотенца из дерева (называются также сережки, подкрылки) – это свесы, выполненные из дерева и расположенные по бокам карниза. Как правило, они опущены чуть ниже, чем основная резная доска фриза. Что касается внешнего вида, то они и впрямь похожи на праздничные рушники, которые служили украшением домов в старину. Традиция украшать строения резьбой по дереву ранее носила культовый характер. В деревянных узорах можно было отыскать символические узоры и знаки, призванные защищать жилища и их обитателей от злобных духов и недобрых людей.

Появившиеся в былые времена красивые резные полотенца для деревянных домов, создаваемые мастерами-умельцами, продолжают свое существование и в наши дни, обрастая свежими деталями. На помощь нынешним резчикам по дереву пришли передовые технологические разработки и высокоточное оборудование с ЧПУ, благодаря чему создается возможность для серийного изготовления уникальных и сложных изделий из дерева достаточно быстро. Если раньше эти украшения могли себе позволить только состоятельные люди, то сегодня их цена доступная каждому.

Прорезные полотенца из дерева, цена в компании «Лесторг»

Если вы хотите недорого купить прорезные полотенца, накладки на наличники и другие декоративные изделия из дерева хвойных пород, то менеджеры нашей компании ждут ваших заявок. Высокотехнологичная производственная база, мастерство и художественный вкус резчиков – все это основа, обеспечивающая воплощение в дереве оригинальных природных сюжетов.

В каталоге компании представлены полотенца для украшения дома разных размеров и стоимости. Купив однажды наши изделия, они будут долгие годы радовать вас своей привлекательностью и устойчивостью к негативному воздействию атмосферы.

Как купить деревянные прорезные полотенца?

Для покупки деревянного декора воспользуйтесь формой на сайте, телефоном 507-555 или электронной почтой. Мы сами производим то, что продаем, поэтому вам не придется оплачивать услуги посредников, что обеспечивает доступную стоимость.

Мы постоянно развиваемся и совершенствуемся, используем новые технологии и расширяем ассортимент, чтобы наше сотрудничество было для вас максимально комфортным. Постоянные и оптовые покупатели могут рассчитывать на получение хорошей скидки. Ждем ваших заявок!

Деревенский дом - это своеобразная колыбель крестьянской России. Еще в начале 20 века большинство населения страны жили в селах и многочисленных деревнях в деревянных домах. В деревенских избах рождались и прожили свои жизни десятки поколений простых русских людей, трудом которых создавалось и приумножалось богатство России.

Естественно, что в нашей стране, изобиловавшей лесом, самым подходящим материалом для строительства были обычные деревянные бревна. Деревянного дома, построенного по всем правилам, хватало для жизни двух, а то и трех поколений. Считается, что время жизни деревянного дома не менее ста лет.

На бескрайних просторах России крестьянский дом в разных областях может существенно отличаться по форме, конструкции, строительным традициям его внешней отделки, разными декоративными деталями, рисунками резьбы и т.д.

Дом снаружи делился на три яруса:

Третий ярус - крыша, фронтон (символизирует небо, небесный свод)

Второй ярус - часть сруба ниже фронтона (часть дома, где живут люди, символизирует мир людей)

Первый ярус - подклет, или подклеть, подпол
(символизирует подземный мир, землю предков)

Каждый ярус украшался по определённым правилам.

Над торцовыми стенами дома возводили треугольные фронтоны.
На них укладывали слеги - горизонтально расположенные брёвна, идущие вдоль боковых стен.
Концы слег закрывала причелина - специальная доска (от древнерусского "чело" - лоб).
Крышу покрывали тёсом. Тёс (тесины) - обработанные топором гладкие доски. Они опирались на водотечник. Сверху их прижимали тяжёлым бревном - охлупнем. Охлупень - конёк, шелом. Конец охлупня вырезали в виде головы коня, птицы и т.п. Под коньком располагалось полотенце, закрывающее стык причелин.

Крыша, как небесный свод

В оформлении крыши символизируется легенда о боге Солнца летящем по небу в золотой колеснице, отражение которой мы находим в разных элементах оформления дома.
На самом верху, на главном бревне крыши – охлупне круто выгнуты шея и грудь коня - птицы. Конь, как и птица, древний образ солнца. Скаты крыши напоминали крылья. «Конь, как в греческой, египетской, римской мифологии, есть знак устремления. Но только один русский мужик догадался посадить его себе на крышу, уподобляя свою хату под ним колеснице», - писал С. Есенин.

Причелины украшали скаты крыши, символизируя «небесные хляби». Наши предки считали, что над твердью земли находится твердь неба с солнцем, выше солнца и луны - «хляби небесные», где находятся и откуда проливаются на землю огромные запасы воды. Древние земледельцы именно так представляли картину мира. Нарядные орнаментальные ряды на причелинах и есть образное выражение небесной воды. Волнистые линии резьбы, изображенные иногда в два-три ряда отражали глубинность «хлябей», небольшие кружки – символизировали капли воды.

Полотенце - резная доска, свисающая со стыка причелин.

Конек и солнечные знаки на полотенце символизируют полуденное солнце в зените, левый конец причелин – утреннее восходящее, а правый – вечернее заходящее. Солнце показано в своем ежедневном движении по небосводу. Солнечные розетки изображались в виде круга с шестью радиусами (колесо Юпитера), круга с крестом внутри или круга с восемью лучами. Рядом с символами солнца присутствуют знаки земли и поля (ромб или квадрат, прочерченные вдоль и поперек).

Окна - глаза дома

Окна – это глаза дома. Их украшали наличниками и ставнями. Закрытые ставни говорили о том, что все спят, или дома никого нет. Окно связывало мир домашней жизни с внешним миром, и потому так наряден декор окон. Но окна - это не только выход наружу, но и возможность попасть внутрь. Каждый хозяин старался защитить свой дом, обеспечить семье сытость и тепло, безопасность и здоровье. Как он мог это сделать? Один из способов защиты - окружить себя охранными знаками и заклинаниями. И наличники не только закрывали щели в оконном проеме от сквозняков и холода, они защищали дом от нечистой силы. Наличники украшали русалки-берегини, диковинные птицы, гривастые львы-собаки... Все они олицетворяли небесную сферу, водную стихию. Образы животных порой едва угадываются, насколько декоративно они решены, словно перерастают в растительный узор. Дополняли декоративную композицию знаки воды, солнца и матери-земли.

Все эти узоры и образы когда-то имели определенный смысл, являясь по своей сути охранными знаками. Ими украшены старинные обрядовые предметы, они же красуются и на наличниках. Народная традиция пронесла эти знаки сквозь века. Но со временем они утратили для нас магическое значение и суть их забыта. Древние архаичные узоры превратились в декоративные элементы, разбавленные современным орнаментом, не связанным с прошлым их смыслом. Прочесть эти орнаменты, понять их глубинный смысл и разгадать магические заклинания в настоящее время очень сложно. Именно поэтому они так к себе манят...

Словарь терминов домовой резьбы

Декор исполнялся преимущественно из сосны, иногда из ели, то есть из так называемого «красного леса», деревьев хвойных пород, поваленных (в отличие от лиственных) весной во время начала сокодвижения. При этом смолистые соки, проступившие под корой, окрашивали ствол дерева в красновато-оранжевый цвет (отсюда и название). Смолистость хвойных пород способствовала сохранности декора, выполненного из них. Продлевали жизнь декора также и его покраска, и хорошая, не протекающая кровля, под которой он находился.

B Туле на декор, как и на кровлю, шла еще и осина, которая по своим водоотталкивающим свойствам была для этих целей также неплохим материалом.

Из всех видов домовой резьбы наибольшее распространение в Туле получила сквозная (прорезная) и особенно пропильнaя c ее разновидностью — «накладной», когда узор ставится не на просвет, a накладывается на какую-либо другую основу. B меньшей степени имеется «объемная резьба», которая заменила «глухую» и представляет собой украшение, выполненное не по целому дереву, a составленное из отдельных кусков-деталей.

B технике пропильно-накладной резьбы выполнены узоры наличников, подзоров, фризов, пилястр и лопаток, межоконных вставок. Сквозная резьба по большей части применена в подзорах, мелких деталях наличников, декоративных свесах кровли («полотенцах»), кронштейнах и т. д.
Об архитектурных деревянных домов подробнее:

Наличник

Декоративное обрамление оконного или дверного проёма. Оконный наличник обычно состоит из фронтона, сандрика (кокошника), двух вертикальных тяг (боковины) и подоконной части (фартук). В деревянной архитектуре наличник закрывает щель между стеной и оконной коробкой. Раньше деревянные наличники украшались обережной резьбой. Резные наличники являются важным элементом, придающим дому индивидуальные черты. Термин "наличник" употребляется главным образом применительно к русской архитектуре ХV-ХVII веков.

На Урале наличники называли «выреза », а в Вологодской области «вы рези». Так еще их в Олонецкой губернии звали «ли чники», а в Новгородской области — «заоко нники» или «обнали чка». В Московской области — наличник это «оло бок», в Архангельской — «обно ска», в Карелии — «подзо рник», в Пермской — «окла дка», в Псковской — «обса дка» и «обли пы», в районе Донецка — «обличко вка» и «оконная обложка», в Тверской области — «нали шина», в Вятской губернии — «заико нок», или «забоко нок».
В России резьба по дереву - резное дело - существовала с древних времён. Рисунок назывался "ознамёнка", употреблялись также слова: вызорочье, узорочье.

Балясина - опора для перил, выполняющая не только несущую, но и ограждающую функцию. Выполняются в виде однотипных фигурных элементов расположенных на одинаковом расстоянии друг от друга. Позволяет придать ограждению лестницы или балюстрады ажурный вид.

. Лобовая доска и крылья то же что и причелина.

Причелина - от слова при челе, т.е. при лице. Это украшенная резьбой одна или более доски на фронтоне, закрывающая от влаги торцы подкровельных слег. Украшения лобовой доски и ветровой доски.
Причелина в современном архитектурно-строительном языке это карниз.

Доска, закрывающая переход бревен стены к доскам фронтона избы, обычно всегда покрыта богатой резьбой. Сюжеты резчики брали разные. Наряду с растительным орнаментом со сложным переплетением стеблей, листьев и цветов-розеток изображались фантастические полудевы-полурыбы, львы, птицы. Сказочные персонажи перекочевали с бортовых досок судов на лобовые доски изб.

Обычно схемой орнамента лобовой доски выступал элемент, идентичный декоративному мотиву классического фриза, - акантовая ветвь. Мастер по дереву лишь преобразил ее, придав ей большую пышность. Основу орнамента составляла волнообразная ветвь, как правило, идущая от центральной фигуры. Ветвь покрывалась пышными лапчатыми листьями, своими отростками образовывавшими ряд симметричных закруглений. К концу XIX века насыщенность декора возросла, увеличилась пышность листьев, составляющих основу рисунка.



Нижняя, свешивающаяся часть причелины, делается на подобии рушника (полотенца).


Конек - в старину это комлевая часть охлупня над фасадом дома в виде вырезанной головы коня. В наши дни - верхнее горизонтальное ребро стыка скатов крыши.


Продолговатые дощечки, часто с контурной резьбой в нижней части, закрепляемые на крыше, подобно черепице и служащие для покрытия кровли. Лемех делали обычно из осины.



Охлупень (Шелом) - бревно с желобом, венчающее крышу и прикрывающее верхний стык скатов крыши.



Свесы кружевные или ряд коротких вертикальных дощечек с глухой, чаще сквозной резьбой, окаймляющие свесы кровли в виде сплошного кружева. Делаются под причелиной (под карнизом).


Полотенце - резная доска, свешивающаяся вертикально вниз на фронтоне или по бокам наличников. Закрывает стыки причелин или других горизонтальных элементов.
Так же известно в старорусском варианте "рушник", что и значит полотенце. В обрядах выступает в качестве дара, оберега, покрывала, украшения, символа праздника, имеет знаковую и оповестительную функцию. Обрядовые функции и символика рушника во многом аналогичны полотну (полотенцу).


Ставни - деревянные щиты. Часто резные. Закрывающие окна ночью или в отсутствие хозяев. Часто встречаются на севере, где белые ночи, что ночью было темнее дома. Предназначены для сохранения тепла и защиты от проникновения в дом извне. Запираются чаще изнутри. Вместе с наличниками являются одним из важнейших элементов декора дома.

Прорезная, пропильная резьба (сквозная)

Резьба, при которой элементы фона полностью удаляются. Выполняется на плоских дощечках пропиливанием их насквозь. Этим достигается необыкновенная легкость изделия и ажурность.
Примерно 170 лет назад появилась прорезная резьба (сквозная, пропильная) и быстро распространилась . Причиной тому были экономические - леса становилось меньше, и древесина дорожала. Прорезная резьба была относительно простота ее изготовлении, создавала эффект воздушности, игры света и тени сопряженных и накладных деталей.
До неё резба была "корабельная", т.е. объёмная в виде барельефов. Но прорезная резьба дешевле и делается
быстрее .

Самцовая крыша

В древнерусском деревянном зодчестве крыша, в которой тёс складывается не на наклонные стропила, а на горизонтальные бревна - слеги. Концы этих продольных слег врублены в поперечные стены сруба, или иначе, самцы. Чтобы тёсины не соскальзывали, их снизу поддерживает выдолбленное бревно-поток, опирающееся на "курицы". Таким образом, слеги и «курицы» образовывали решётку, поверх которой настилалась кровля. Вершина кровли покрывалась специально вырезанным из бревна треугольником - шеломом. Такая крыша строилась без единого гвоздя и держалась очень прочно.

Курица

Еловые брусья, вытесанные с корневищем, которое загибается в виде крюка (т.н. кокоры), поддерживающее водотёчник (поток). Курица укладывается на слеги кровли. Закрепляются в слегах различным способом: в одном случаев длинных верхних концах курицы делаются неглубокие гнёзда, соответствующие размерам слег на которых держатся курицы, в другом - гнезда-пазы вырубаются в слегах, куда и закладываются курицы, но при этом слега ослабляется, - это возможно в массивных слегах.

Кокора

Водосборный лоток на кокорах. Водосборный лоток на кокорах Загнутые концы куриц, куда в деревянной кровле укладывается водотечник (слив, поток, застреха). Кокора - комлевая часть ствола хвойного дерева, вырубленного вместе с одним из корневищ, растущих перпендикулярно к стволу.

Сруб

Конструкция стен деревянного строения, собранная из горизонтально положенных брёвен. Конструкция стен деревянного строения, собранная из горизонтально положенных брёвен. По углам брёвна соединялись с помощью врубок различными способами. Наиболее распространённые: «в обло» - с небольшими выпусками, широко использовался во многих постройках; «в лапу» - без выпусков, использовался лищь в некоторых частях здания. Также, в зависимости от типа сооружений, использовались другие врубки, но они получили меньшее распространение. Срубы могли быть разной формы. В жилых помещения обычно они были прямоугольными. Наиболее распространённой формой срубов были пятистенки - сруб прямоугольной формы, внутри разделенный стеной на два помещения, а также шестистенки - разделённые уже двумя перпендикулярными стенами на 4 помещения. В общественных местах, особенно в церквях часто использовали срубы восьмиугольной формы.

Cтропильная крыша

Широко использовались два приёма изготовления таких крыш - с одной парой стропил посередине и на самцах по краям, или же с тремя парами стропил на концах и в центре. Нижними своими концами стропила врубались в гнёзда, специально выдолбленные в верхних брёвнах сруба. Между стропилами врубались слеги. В конструкции часто могли использоваться вертикальные брёвна - «курицы». Сверху стропила крестообразно соединялись досками. Данный метод до сих пор широко применяется в конструировании крыш.

Фриз или пояс - горизонтальная полоса орнамента, идущая по кромке дома.

Схема размещения декоративных элементов

К ак сильно влечет нас путешествие. Как хочется уехать подальше от городской суеты. Чем дальше место, тем оно таинственнее и притягательнее. Глухие урочища и заброшенные деревни манят старыми полуразрушенными храмами, древними каменными плитами. Прикосновением к истории наших далеких предков…

Но сорваться с места и уехать в дальние леса удается не всегда. Часто надо просто поехать на дачу, срочно вскопать грядки, отвезти родителей и детей с множеством громоздких вещей и так далее и тому подобное. И, кажется, что для таинственных путешествий очередные выходные потеряны. А как жаль…

Но на самом деле это не так, надо только уметь смотреть по сторонам. Даже не столько смотреть, сколько видеть. И тогда привычная дорога, примелькавшаяся и изъезженная, словно через дверной глазок откроет вам невероятные сокровища, огромный пласт древнейшей культуры и истории наших далеких предков. Именно так случилось и со мной, когда однажды, в привычной картине проступила удивительная находка, увлекшая меня в интереснейшее путешествие.

Проезжая вдоль домов, выстроившихся по дороге, невольно вглядываешься и, дабы не скучать, ищешь в них отличительные черты. Вот тут сделали модный нынче сайдинг и закрыли под безликим пластиком старые бревна. Вот новый кирпичный дом за высоким забором. Вот еще один, побогаче, с коваными решетками на окнах. Но все это обыденный, безликий пейзаж. И вот взгляд останавливается на старой избушке, которая смотрится несколько убого на фоне соседних каменных домов. И что-то в ней есть такое, что заставляет остановиться, что-то осмысленное, как будто видишь лицо, живое и выразительное.


Наличник. Дмитрова Гора. Дом с фигурными берегинями и светелка.
(фот. Филиппова Елена)


Наличники на окнах , вот что остановило взгляд. Резные, разных цветов, с простыми и замысловатыми узорами. И в каком бы состоянии дом не находился, часто видишь - за наличниками его хозяин следит в первую очередь. Смотришь, избенка покосилась, но наличники-то свежевыкрашенные! Наличники на окне - словно лицо дома, его визитная карточка. Они делают каждый дом не похожим на своих соседей.

Что же заставило в старину русского крестьянина, загнанного нелегкой жизнью в утилитарность своего бытия, уделять столь трепетное внимание к таким непрактичным мелочам, как резьба на доме и наличники в частности?


Дерево испокон веков играло в жизни русского человека огромную роль. Многочисленные верования, связанные с деревом имеют глубокие корни. Привычная нам береза, негласно считающаяся символом России, когда-то была тотемным деревом восточных славян. Не оттуда ли досталась нам память о своем священном дереве и такая непонятная любовь к нему?

Считалось, что дерево сохраняло свои магические силы при любой обработке и могло передавать их мастерам-плотникам. У плотников были свои поверья и приметы, дошедшие до нас в народных сказках и деревенских историях. У каждого дерева была собственная сила, и не всякое дерево можно было использовать для строительства дома. К примеру, нельзя было брать для строительства домов деревья, растущие на перекрестках и на заброшенных старых дорогах.

Вид на Медведеву Пустынь со стороны Тверского берега.


Символ дерева, изначально полностью языческий, органично вписался в систему христианских представлений о мире. Священными могли быть и целые рощи и отдельные деревья - на таких деревьях находили явленные чудотворные иконы.

Вера в священную силу дерева не исчезла с течением времени, она изменялась, вплетаясь в сознание человека, и дошла до нас в виде домовой резьбы. Наличник на окне в русской избе - это материализованные магические заклинания, уходящие корнями в глубокую древность. Сможем ли понять смысл этих заклинаний?


Вслушайтесь в это слово: "наличник" - "находящийся на лице". Фасад дома - это его лицо, обращенное к внешнему миру. Лицо должно быть умытым и красивым. Но внешний мир не всегда добр и, порой, от него надо защищаться. Двери и окна - это не только выход наружу, это возможность попасть внутрь. Каждый хозяин старался защитить свой дом, обеспечить семье сытость и тепло, безопасность и здоровье. Как он мог это сделать? Один из способов защиты - окружить себя охранными знаками и заклинаниями. И наличники не только закрывали щели в оконном проеме от сквозняков и холода, они защищали дом от нечистой силы.

Несмотря на огромное разнообразие узоров домовой резьбы, в ней выделяются отдельные повторяющиеся образы. Самое интересное, что эти же образы можно найти в русской народной вышивке. Полотенца и рубахи, подготовленные для рождения ребенка, свадьбы или похорон, имели для наших предков огромное значение и были частью ритуалов. Чтобы ребенок был здоров, семья крепка и богата, женщина плодовита, необходимо было оградить их магическими заклинаниями. Именно эти заклинания и прорисованы в узорах вышивальщиц.

Петушки на фронтоне
(фот. Филиппова Елена)


Но если это так, значит и узоры на наличниках несут в себе ту же магическую силу?

Язычество русской деревни, тесно переплетенное с православным христианством, не явилось следствием темноты и необразованности русского крестьянина. Просто, в отличие от горожанина, он жил настолько тесно с окружающей его природой, что ему пришлось научиться с ней договариваться. Упрекать крестьян в отходе от православия наивно. Уж кто-то, а они сохранили его в большей степени. Наоборот, это мы, городские жители потеряли ту важную архаичную связь с матушкой-природой, на которой и строится вся жизнь за пределами города.


Что было одним из самых важных событий в жизни наших древних предков? Наверное, рождение. И женщина-мать должна была стать главной фигурой.

Фигурка с раскинутыми руками и ногами - фигурка женщины, дарующей жизнь, олицетворяющая женское начало, один из самых частых образов, занимающих важное место, как и на старых вышивках, так и на резных наличниках. Одно из ее имен - берегиня.

Очень интересно искать фигурки берегинь в резных узорах: иногда она определяется очень четко, а иногда так сильно искажена, что выглядит как удивительное переплетение цветов и змей. Но в любом случае ее можно узнать - центральная симметрия фигурки, голова, раскинутые руки и ноги.

Стилизованные фигурки берегинь, разные вариации одной темы


Еще один важный символ магических знаков наших предков - это солнце. Солнечный круг изображался в разных видах, можно найти восход и заход солнца. Все знаки, имеющие отношение к ходу солнца, к его положению на небосводе, называются солярными и считаются очень сильными, мужскими знаками.

Восходящее и заходящее солнце
(фот. Филиппова Елена)


Без воды нет жизни, от нее зависит урожай и, как следствие, жизнь и благосостояние семьи. Воды бывают небесными и подземными. И все эти знаки есть на наличниках. Волнообразные узоры в верхней и нижней части наличника, бегущие ручейки по его боковым полочкам - это все знаки воды, дающей жизнь всему живому на земле.

Не оставлена без внимания и сама земля, дарующая человеку урожай. Знаки аграрной магии, пожалуй, самые простые, одни из самых распространенных. Ромбики с точками внутри, перекрещивающиеся двойные полосы - так рисовали наши предки вспаханное и засеянное поле.

Наличник. Город Конаково Тверской области. Змеиный узор. Дом перевезен из города Корчева в 1936 г.
(фот. Филиппова Елена)


А сколько звериных мотивов можно найти на наших окошках! Дух захватывает от коней и птиц, змей и драконов. Каждый образ имел свое значение в магическом мире древних славян. Отдельное место в звериных мотивах занимают змеи, тесно связанные с понятием воды, а значит и плодородия. Культ змей-хранителей, ужей-господариков, имеет глубокие корни и заслуживает отдельного рассказа.

Чудо-юдо
(фот. Филиппова Елена)


Все эти узоры и образы когда-то имели определенный смысл, являясь по своей сути охранными знаками. Ими украшены старинные обрядовые предметы, они же красуются и на наличниках. Народная традиция пронесла эти знаки сквозь века. Но со временем они утратили для нас магическое значение и суть их забыта. Древние архаичные узоры превратились в декоративные элементы, разбавленные современным орнаментом, не связанным с прошлым их смыслом. Прочесть эти орнаменты, понять их глубинный смысл и разгадать магические заклинания уже практически невозможно. Именно поэтому они так к себе манят…


Согласно некоторым русским народным преданиям, человеку окно подарил Ангел. Дело было так.

Первые дома, которые строили люди, были без окон. Одна женщина, чтобы осветить свой дом, стала бегать с решетом со двора в дом, надеясь в решете принести солнечный свет. Тогда к ней явился ангел и сказал: "Вот дурная баба!", взял топор и прорубил в стене окно.

Женщина ответила: "Все это хорошо, но теперь у меня в доме будет холодно". Ангел пошел на реку, поймал рыбу и ее пузырем затянул проем окна. В избе стало светло и тепло. С тех пор люди строят свои дома с окнами.

При первом знакомстве с этой красивой легендой у меня возник странный вопрос: сколько же рыб понадобилось, чтобы затянуть их пузырями одно окно?

Но оказалось, что привычные нам окна в избах появились относительно недавно, лишь в 18 веке. И то, поначалу в доме было только одно такое окно, называлось оно красным. В красное окно вставлялось стекло, у него были рама и ставни.

А что же тогда прорубил ангел?

Самые первые окошки были очень простыми и небольшими по размеру, назывались они волоковыми окнами. Такое окно прорубалось в двух смежных бревнах и изнутри закрывалось дощечкой-задвижкой. Окно было маленькое, чтобы его открыть, нужно было отодвинуть задвижку. Считается, что от слова "волочить" и пошло название волоковое окно.

Волоковое окошко в Истринском музее деревянного зодчества.
(фот. Филиппова Елена)

Начиная с 19 века, когда стекольное производство в России стало распространенным, красные окна повсеместно заменили древние волоковые окошки.

Но и сейчас их можно найти в деревнях, на хозяйственных постройках, в амбарах и скотных дворах. Присмотритесь, вдруг найдете ангельское окошко там, где и не ждали.

Но как же так? Если красные окна появились только в 18 веке, то как на наличники могли попасть архаичные магические знаки? Значит все наши умозаключения вот так легко рушатся?

А вот и ничего подобного. На наличники красных окон были перенесены древние традиции, сохранившиеся в домовой резьбе. Подзоры на крышах домов, причелины (доски по краям избы), все они несли и сейчас несут на себе те же знаки, что мы читаем и на наличниках. Да и кто сказал, что волоковые окошки не защищались от нечистой силы?

Например, в Кижах сохранилось, по крайней мере одно, очень и очень старое волоковое окошко, украшенное резным солнечным диском. Наличник на волоковом окошке есть и в Нижегородском музее-заповеднике деревянного зодчества.

Музей деревянного зодчества на Щёлоковском хуторе в Нижнем Новгороде. Дом Пашковой, середина 19 века.
(фот. Бобылькова Ирина)


В музеях бережно хранится деревянная посуда, прялки, резные ковши и гребни. А резных наличников практически нет. Единичные и не очень старые экземпляры - максимум, что можно найти.

Ответ удивительно прост. Когда люди переходили из дома в дом, они брали с собой прабабушкину прялку, но не забирали наличники с окон. Когда приходилось спасать дом от пожара, уж точно никто не отдирал старые доски. И резные наличники с магическими символами умирали вместе с домом. Такова жизнь. Положение изменилось не более двухсот лет назад, с появлением первых собирателей древностей и создателей музеев.


Дома в старину русские плотники не строили, а рубили. Именно этот термин встречается в архивных документах и древних летописях. Рубили избы, храмы и целые города, мастерски используя для этого топор. Такой инструмент как пила пришел в Россию из Европы только в 18 веке при Петре I.

Однако это вовсе не значит, что русские мужики были такими темными. Уж в чем-чем, а в плотницких делах им не было равных. Дело в том, что при рубке дерева топором его волокна как бы сминаются, закрывая поры от губительной для деревянной постройки влаги. А при обработке пилой, волокна, наоборот, раздираются и легко пропускают влагу внутрь дерева.

Но при Петре I встает иная задача - строить очень быстро. Задачу эту нельзя было решить топором.

Подавляющее большинство нынешней домовой резьбы выполнено в технике выпиливания, появившейся вместе с новым инструментом. Новая техника внесла большое разнообразие в старые узоры, переплетая и видоизменяя их. Начиная с 18 века, старые магические знаки стали зарастать новыми орнаментами. Мастера плотники целыми артелями ходили по России, ставили дома, украшенные наличниками, перенося свой стиль от села к селу. Со временем стали издаваться целые альбомы узоров деревянной резьбы.

Улица в Кушалино. Дома с резными наличниками.
(фот. Филиппова Елена)


Конечно, резчики не выпиливали специально солярных узоров или берегинь, ни в 19 веке, ни столетием раньше. Как впрочем, и вышивальщицы не вышивали никаких магических знаков. Они делали так, как делали их прадеды и прабабки, как было принято в их семье, в их деревне. Они не задумывались о магических свойствах своих узоров, но бережно пронесли эти знания, полученные ими в наследство, дальше во времени. Именно это и называется памятью предков.

Вот в какие таинственные дали можно забрести, не уезжая в далекие края. Достаточно иным взглядом посмотреть на привычную дорогу. И ведь это не единственные ее чудеса, что-то еще ждет нас за поворотом?

Филиппова Елена


Деревенский дом - это своеобразная колыбель крестьянской России. Еще в начале 20 века большинство населения страны жили в селах и многочисленных деревнях в деревянных домах. В деревенских избах рождались и прожили свои жизни десятки поколений простых русских людей, трудом которых создавалось и приумножалось богатство России.

Естественно, что в нашей стране, изобиловавшей лесом, самым подходящим материалом для строительства были обычные деревянные бревна. Деревянного дома, построенного по всем правилам, хватало для жизни двух, а то и трех поколений. Считается, что время жизни деревянного дома не менее ста лет. На территории Ивановской области, к сожалению, сохранилось не так уж много деревенских домов 19 в. Это драгоценные образцы деревенского уклада жизни русского народа. Можно отметить, что самым старым жилым деревянным домом не только в Иванове, но и в области является дом резчика манер В. Е. Курбатова 1800 г., что на улице Маяковского.

Дом резчика В. Е. Курбатова. Классическй солярный знак.
(фот. Побединский Владимир)


В наше время, когда глубинка интенсивно заселяется дачниками не только из Иванова, но и из Москвы, многие дома утрачивают свой первозданный вид. Вместо изумительных деревянных наличников зачастую вставляются пластиковые окна, режущие взгляд и уродующие исторический облик деревенских домов. Поэтому очень важно сохранить их первозданный вид, если не в натуре, то хотя бы в фотографиях, что бы подрастающее поколение имело представление, в каких домах жили их пращуры.

На бескрайних просторах России крестьянский дом в разных областях может существенно отличаться по форме, конструкции, строительным традициям его внешней отделки, разными декоративными деталями, рисунками резьбы и т.д. Талантливым Ивановским краеведом-писателем Дмитрием Александровичем Ивановым, потратившим более двадцати лет на изучение этнографии Ивановской земли, был составлен обобщенный портрет крестьянского дома, преобладающего на территории Ивановской области. Он представляет собой небольшой дом в 3-4 окна, с одной светлой комнатой впереди. Сзади теплой части дома располагается кухня и широкий коридор, а за ними к дому примыкают хозяйственные помещения. Таким образом, дом представляет собой совмещенную конструкцию сени - двор, вытянутую от улицы, сбоку пристраивается крыльцо. Главная черта такого дома - пропорциональный фасад и определенная отделка: резное кружево, наличники, отделяющие окна от стены дома, с резными или накладными деталями, светелка, реже мезонин, трехчастные лопатки, загораживающие угловые выносы бревен, сложенных в "обло". Фронтон светелки выдвинут далеко вперед и поддерживается двумя парами резных столбов, перед которыми устраивается решетка, создающая впечатление балкончика. Фронтон этот разорван фигурным пиковым изображением, являющимся как раз основным местечковым элементом художественного оформления фасада жилого дома. Местные плотники называют этот вырез "червой". Балконная решетка, причелины, подзоры фронтона украшаются ажурной пропильной резьбой. Дома описанной конструкции составляют большинство сельской застройки на территории Ивановской области.

(фот. Побединский Владимир)


Традиция украшать резьбой элементы конструкции жилых домов возникли достаточно давно. Мотивы рисунков несут в себе народную память о бытовавших в древности языческих символах, оберегах. Нужно отметить, что в России начала 19 в. несколько регионов, население которых славилось искусством строительства из дерева. Один из таких народных промыслов существовал и на территории Ивановской области. Его центром было село Якуши современного Пестяковского района. Жители этого села и прилегающей территории были очень искусными плотниками. Ежегодно отсюда на заработки уходили до семисот крестьян, в совершенстве владеющих плотницким мастерством. Их искусство было настолько известным и признанным в России того времени, что имя села Якуши вошло в историю. Возникло даже слово, вошедшее в словарь В.И. Даля - "якушничать", т.е. строить, украшать из дерева. Это были не просто ремесленники, а художники, украшавшие жилые дома особым видом декора - "корабельной" рельефной резьбой. Суть якушевской резьбы состояла в том, что декоративные элементы выдалбливались в толстой доске и делались выпуклым по сравнению с деревянной поверхностью. Чаще всего такая доска занимает фриз переднего фасада дома. Сюжетами рисунков обычно служили растительный орнамент, цветы, обереги в виде изображений русалок, львов, лебедей. Наибольшее количество домов, украшенных "корабельной" резьбой, сохранилось в Пестяковском, Верхнеланднховском, Савинском районах, деревни и села которых хранят прекрасные образцы плотницкого искусства якушей, они являются бесценными памятниками старинной народной культуры. В настоящее время таких домов сохранилось совсем не много, их можно буквально пересчитать по пальцам. Этому во многом способствовало то, что в 80-х годах 19 в. глухая рельефная резьба начинает вытесняться сквозной прорезью доски - так называемой пропильной резьбой, которой в настоящее время украшено абсолютное большинство сельских домов.